Вы находитесь здесь: Главная НОВОСТИ Программа "Мир без границ" По дороге, вымощенной красным кирпичом

По дороге, вымощенной красным кирпичом

po doroge vymoschennoy krasnym kirpichom
po doroge vymoschennoy krasnym kirpichom

По дороге, вымощенной красным кирпичом

По дороге, вымощенной красным кирпичом

В минувший четверг, 30 августа 2018 года группа незрячих и слабовидящих туристов побывала в Гагинском районе, где осмотрела, а также изучила другими доступными способами местные достопримечательности.

Культурно-просветительская часть поездки началась еще в пути, когда каждый из участников получил в свое распоряжение аудиогид с наушником, а сотрудник Нижегородского областного центра реабилитации инвалидов по зрению Вячеслав Царегородцев взял в руки микрофон, добровольно приняв на себя обязанности гида. Далее, пользуясь услугами различных интернет ресурсов (таких, например, как Википедия), Вячеслав в увлекательной форме – по принципу «лес еду – лес пою» – повествовал спутникам о красотах и достопримечательностях, мимо которых проезжал автобус.

По дороге, вымощенной красным кирпичом

Благодаря этой импровизированной экскурсии, путешественники узнали, что прежде, чем добраться до конечной точки маршрута, им предстоит проследовать через территорию Кстовского, Большемурашкинского, Бутурлинского районов; миновать реки Сундовик и Пьяна, проследовать под одиноким светофором, подвешенным в чистом поле и отмечающим перекресток  основной трассы с дорогой на Перевоз, и оставить в стороне такие уникальные объекты, как, например, единственный в мире музей вишни, расположенный в деревне Большие Бокалды Бутурлинского района. Что ж, хороший повод заглянуть в эти края еще раз.

По дороге, вымощенной красным кирпичом

Первым пунктом программы было посещение села Ветошкино, где расположилась усадьбы Пашковых. Представители этого родовитого и более чем состоятельного аристократического семейства  жили, что называется, на широкую ногу, иначе едва ли Александру Васильевичу Пашкову, участнику войны 1812 года, удачливому промышленнику и одному из богатейших людей тогдашней Российской империи  пришла бы в голову мысль воздвигнуть на берегу реки Пьяны самый настоящий замок в духе и стиле итальянского и английского барокко. Уникальное это архитектурное и инженерное сооружение насчитывало три этажа с высотою потолков от трех до пяти метров и порядка 150 комнат и залов, не считая чердачных и подвальных помещений. По изысканности отделки и богатству убранства замок Пашковых вполне мог бы потягаться с аналогичным строением графов Шереметевых, что расположен сравнительно недалеко отсюда – в поселке Юрино республики Марий-Эл. Более того, благодаря тому, что сразу после революции в усадьбе Пашковых разместился сельскохозяйственный техникум, замок практически в первозданном виде пережил все невзгоды и превратности советской эпохи. Уцелела даже уникальная резная лестница из морёного дуба, изготовленная итальянскими мастерами в середине XIX века, затем доставленная в виде фрагментов в Россию и здесь собранная без единого гвоздя. Сохранилась и кованая чугунная лестница, покрытая сусальным золотом, и оригинальная система отопления, когда все огромное здание обогревалось одной-единственной печью благодаря разветвлённой сети дымоходов, пронизывающих все стены замка. Система благополучно проработала до 70-х годов прошлого столетия, пока не была заменена централизованным паровым отоплением.

По дороге, вымощенной красным кирпичом

Обо всем этом поведала гостям местный экскурсовод Галина Герасимова, принявшая эстафету у Вячеслава Царегородцева.

Увы, побывать внутри сказочного замка экскурсантам так и не довелось. Дело в том, что в 1992 техникум переехал в новое помещение, а за обладание освободившимися площадями началась упорная борьба между представителями местной власти, бизнеса и прочими заинтересованными сторонами. В результате в 1994 году при невыясненных обстоятельствах в здании вспыхнул пожар, который практически полностью уничтожил памятник архитектуры. Сохранились лишь внешние стены, которые, впрочем, дают достаточное представление о том, сколь величественно было это сооружение, которое сам строитель и первый владелец скромно называл Архангельской лесной дачей. Толщина стен в отдельных местах достигала метра и более. Сложены они были преимущественно из красного кирпича местного производства. Этим же кирпичом были вымощены прилежащие территории и дорожки, благополучно дожившие до наших дней. Стены, а также мостовые незрячие экскурсанты смогли изучить и оценить собственными руками и ногами.

По дороге, вымощенной красным кирпичом

Частично сохранились подвальные подсобные помещения и винные погреба, в которых сотрудники музея устроили выставку, посвященную истории алхимии. Известно, что Пашковы состояли в английской масонской ложе, о чем свидетельствуют многочисленные знаки, вплетённые в резной орнамент на стенах замка, а один из представителей рода – сын Александра Васильевича, Василий Александрович Пашков – даже основал религиозное общество, или, иначе говоря, секту, членов которой так и называли – пашковцы; однако искателей философского камня и способа превращения в золото других металлов среди них не было. Тем не менее, по словам Галины Александровны, сама атмосфера подземелий настраивала посетителей на таинственный, мистический лад, поэтому и было решено устроить здесь столь необычную экспозицию.

По дороге, вымощенной красным кирпичом

В завершение экскурсии гости смогли познакомиться – в том числе и тактильно – с уцелевшими предметами обстановки замка. Например, с фрагментом резных дубовых перил, образцами деревянной мебели и т.д.

На неизбежные вопросы о возможности восстановить архитектурный шедевр в его первоначальном виде Галина Александровна определенно ответить не смогла. Сам замок строился в течение сорока лет – с 1828 по 1868 год. Затраты на его возведение разумному исчислению не поддаются. Смогут, а главное, захотят ли нынешние власти изыскать необходимые средства – вопрос, увы, скорее риторический.

По дороге, вымощенной красным кирпичом

Прощаясь с живописными руинами, гости посетили выставку старинных чайников, переданную музею известным меценатом и собирателем старины Николаем Поляковым. Здесь тоже – в виде исключения, с учетом специфики группы, экспонаты можно было потрогать руками.

Следующим пунктом визита стала расположенная неподалеку усадьба барона Жомини. Анри или же, на русский манер, Генрих Вениаминович Жомини – швейцарец по происхождению – поступил на службу в наполеоновскую армию, где дослужился до чина бригадного генерала и был удостоен титула барона. Он принял участие в нескольких кампаниях – в том числе в войне 1812 года на стороне французов. Именно он, по сути, спас императору жизнь, отыскав брод на реке Березине и направив по нему отступающую армию. Будучи отмечен и обласкан наполеоновскими милостями, Жомини, тем не менее, в 1813 году добровольно перешел на сторону России, которой потом верой и правдой служил не один десяток лет (барон прожил долгую жизнь и умер в возрасте 90 лет).

По дороге, вымощенной красным кирпичом

Одним из первых знаков внимания со стороны русского государя стало пожалование барону-инсургенту имения, расположенного на территории нынешнего Гагинского района. Здесь в 1813 году на высоком берегу все той же реки Пьяны был построен каменный двухэтажный особняк. Дом, разумеется уступает по масштабу замку Пашковых – всего-то 25 комнат, однако удачное расположение (с резного балкона открывается прекрасный вид на парк и реку), затейливая внешняя отделка и, главное, более ранняя – на полвека с лишним – дата появления на свет делают его не менее уникальным сооружением. К тому же прекрасно сохранившимся до наших дней.

По дороге, вымощенной красным кирпичом

К сожалению, и на этот раз экскурсантам не удалось попасть внутрь. Правда, уже по другой причине. Дело в том, что в свое время особняк был выкуплен и теперь является частным владением. Зато гости смогли посетить своего рода музей под открытым небом, посвященный культуре и быту местного населения: была тут и избушка старушки-травницы с русской печью и развешанными по всем углам засушенными образцами местной флоры; был и самый настоящий деревенский шинок, в котором посетителям предложили продегустировать не только мед с местной пасеки, но и настоенные на этом меду довольно крепкие хмельные напитки – также местного производства. К сожалению, не удалось попробовать знаменитого местного вина, поскольку урожай с баронского виноградника, насчитывающего более 300 кустов, в минувшем году пропал из-за ранних заморозков, а нынешний еще не поспел.

По дороге, вымощенной красным кирпичом

Помимо южной экзотики имелся на территории усадьбы и вполне традиционный яблочный сад. Причем яблок в нем оказалось столько, что хватило бы прокормить население небольшого города. Галина Александровна сообщила, что работники музея по мере сил стараются собирать урожай, однако большая его часть все равно пропадает, и предложила экскурсантам принять посильное участие в спасении, т. е. сборе и последующем поедании душистых румяных плодов. На что многие с готовностью откликнулись.

По дороге, вымощенной красным кирпичом

Согласно одной из местных легенд, в некий прекрасный момент барон Жомини надумал пригласить в гости своего соседа – большеболдинского барина по фамилии Пушкин, чье имение, говорят, можно увидеть в хорошую погоду с одной из здешних высот. И пригласил. А чуть позже в одном из черновых вариантов «Евгения Онегина» Александр Сергеевич в свойственной ему иронической манере упомянул хлебосольного барона. Жомини вообще везло на упоминания в русской поэзии – задолго до Пушкина его имя в своих стихах помянули всуе Денис Давыдов и Петр Вяземский. Так вот, в память о визите Александра Сергеевича (подлинность события не установлена, но почему бы и нет?) сотрудники музея создали на территории парка настоящую поляну сказок, где в виде скульптур представлены знакомые всем и каждому с детства герои: от рыбака и рыбки до сидящей на ветвях русалки. Все мы родом из детства – стоит ли удивляться, что гости не упустили случая пообниматься и пофотографироваться с этими персонажами?

По дороге, вымощенной красным кирпичом

Еще в этом удивительном парке имелся рукотворный, выкопанный по распоряжению барона пруд. И тенистая лиственничная аллея, высаженная не только для красоты, но и для защиты виноградных лоз и фруктовых деревьев от пронизывающих северных ветров. Кульминацией экскурсии стала прогулка по длинному подвесному мосту, соединившему два берега прорезающего поместье и уходящего к Пьяне оврага. Далеко не все экскурсанты решились ступить на это шаткое, ненадёжное с виду сооружение. Зато те, кто все-таки отважился, наверняка надолго сохранят в памяти ощущение десятиметровой пропасти и зыбкой условности опоры под ногами.

По дороге, вымощенной красным кирпичом

На обратном пути участники поездки оживлённо делились впечатлениями и дружно хрустели яблоками. Общее мнение было таково: Нижегородчина вновь удивила и порадовала неожиданными открытиями. Гагинский район, большинству путешественников представлявшийся до этого глухой сельской провинцией, оказался землёй с богатыми традициями и глубокими историческими корнями. Очередное паломничество в родную глубинку оказалось более чем удачным.

Справочная информация

Экскурсионная поездка была организована Нижегородским областным центром реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» в рамках проекта «К реабилитации туристическими тропами» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Проект реализуется с 1 августа 2018 года. Он направлен на создание условий для разносторонней реабилитации инвалидов по зрению средствами доступного туризма и включает создание специального туристического маршрута по Нижнему Новгороду, ориентированного на особые информационные потребности незрячих и слабовидящих людей, а также организацию виртуальных и реальных путешествий инвалидов по зрению по нашей стране с целью активизации их познавательной деятельности и развития реабилитационных навыков.

Автор текста: Дмитрий Померанцев.