Мы продолжаем серию встреч с интересными людьми, которым есть, что рассказать и приглашаем познакомиться с Дмитрием Померанцевым.
Вы узнаете:
- — Бывают ли знания бесполезными, информация – лишней, и возможно ли горе от ума?
- — Что такое высшее и средне-специальное образование, и нужно ли его получать?
- — Способствует ли чтение знакомству и общению с интересными людьми или, напротив, мешает?
- — Справедливо ли деление людей на физиков и лириков?
А еще поговорили о том, как правильно читать книги и как их писать, как далеко способны путешествовать книжные черви и еще о многом другом.
Слушать запись
Смотреть запись
Подробности
Родился Дмитрий в 1974 году в городе Горьком. Окончил филологический факультет ННГУ им. Н.И. Лобачевского по специальности «Журналистика» в 1999 году. С 1995 по 2010 год работал в различных нижегородских СМИ: газетах, журналах, информационных агентствах, на телевидении. С 2013 года работает специалистом по связям с общественностью в Центре «Камерата». Инвалид первой группы по зрению.
Стихи публиковались в нижегородской периодике, в т. ч. в журналах URBI и «Нижний Новгород»; проза – в журналах «Странник» (Саранск), «Школьный Вестник», «Юный техник», «Техника – молодежи» (все – Москва) и сборнике «Серверное сияние» (СПб, 2000); критические материалы – в журналах «Иностранная литература» и «Кольцо А», газетах «Литературная Россия» и «Учительская газета». В 2022 году в московском издательстве «У Никитских ворот» вышел авторский сборник рецензий на аудиокниги «По странам и страницам. В мире говорящих книг».
«Говорят, солдатами не рождаются, солдатами становятся, — начал свой рассказ Дмитрий. – А у меня такое чувство, что филологами наверное все-таки рождаются. Потому что сколько себя помню, книга всегда была моим лучшим другом. Нарушения зрения выявились у меня еще в трехлетнем возрасте, из-за чего поступил не в массовую школу, а в школу-интернат для слабовидящих детей. Впоследствии зрение только ухудшалось, пока ближе к 35 годам не сошло на нет. Но пока был остаток, я все свободное время посвящал, как родители выражались, поиску знакомой буквы. Читал всегда и везде – книги, журналы, газеты. Любимым предметом в школе была, разумеется, литература. Сочинения давались легко, изложения – тоже. С русским языком особых проблем не было – писал практически без ошибок, но вот с разборами слов и предложений, с заучиванием правил было сложнее. Грамотность-то была, в основном, моторная – много читал, вот и писал правильно, а объяснить, почему именно так написал, для меня было все-равно, что попытаться радугу разъять».
А еще практически с первого класса Дмитрий начал писать стихи, чему в немалой степени способствовал и что всячески поддерживал дед по маминой линии – Александр Иванович Мудров – инженер-конструктор по профессии и поэт по зову души, а еще классная наставница, учитель русского и литературы Лидия Михайловна Симанина.
«Самое первое свое стихотворение написал лет в восемь, — вспоминает Дмитрий с улыбкой. – Стих был ужасно пафосный, напыщенный и глупый: «Я верю в будущее свое, в ряды рабочих встану и с красным знаменем в руках трудиться не устану». Помню, как смеялся над этим «шедевром» дед, а когда я, обидевшись, спросил, чего же тут смешного, поинтересовался, чем именно я собираюсь трудиться в рядах рабочих, если руки будут заняты знаменем».
В старших классах Дмитрий Начал посещать детское литературное объединение, которое возглавлял известный горьковский писатель Варлаам Степанович Рыжаков. Руководитель нередко приглашал на заседания своих друзей – поэтов, прозаиков, благодаря чему его юные подопечные смогли познакомиться с такими замечательными людьми, как Юрий Адрианов, Виктор Кумакшев, Владимир Половинкин, Валерий Шамшурин.
И так уж получилось, что после школы Дмитрий поступил на филфак. По его словам, иного пути просто не было. Единственной уступкой каким-то практическим соображениям стало то, что поступил он не на чистую филологию, а на отделение журналистики. В ту пору, в середине 90-х журналистика была очень престижной профессией, в стране был настоящий бум средств массовой информации.
После окончания университета была работа в различных СМИ, которая, собственно, началась еще во время учебы.
А параллельно было еще очень серьезное увлечение научной фантастикой: читал, писал, ездил на различные фестивали и конвенты. Были знакомства и дружба с писателями, критиками, фэнами – людьми, которые сами не пишут, но зато активно читают, обсуждают, разбираются и т.д.
Довелось лично пообщаться с Киром Булычовым и Владиславом Крапивиным, а на одном из подмосковных конвентов познакомился и побеседовал с известным польским фантастом, автором серии книг про Ведьмака Анджеем Сапковским.
А потом в тридцать лет и три года перенес тяжелую вирусную инфекцию, которая дала осложнение на глаза, и меньше чем за два года сравнительно неплохой остаток зрения превратился в светоощущение, да еще какие-то смутные, неясные тени на периферии.
Жизнь пришлось начинать заново. Весь опыт предыдущей жизни казался, да по сути и оказался бесполезным: героические незрячие писатели вроде Николая Островского (имя которого носила школа, где учился Дмитрий) остались в далеком героическом прошлом. Слепые журналисты тоже оказались никому не нужны: в профессии наметился определенный спад и кризис – и зрячие-то коллеги Дмитрия далеко не всегда находили достойную работу и зарплату.
К счастью, врач бюро медико-социальной экспертизы, который проверял у Дмитрия зрение, посоветовал ему обратиться в тифлоцентр Нижегородского государственного университета. Мол, там и насчет переобучения подскажут, и с трудоустройством помогут. Так судьба свела Дмитрия с руководителем тифлоцентра Мариной Анатольевной Рощиной и директором Нижегородского областного центра реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» Екатериной Владимировной Махневой.
Сначала Дмитрий прошел курсы компьютерной грамотности с невизуальным доступом – очень пригодились навыки пользования ПК, полученные в недавнем журналистском прошлом. Затем поступил в Нижегородский базовый медицинский колледж, где освоил профессию массажиста.
Началась новая, непохожая на прежнюю, но от этого не менее интересная жизнь.
Дмитрий активно участвовал в проектах и мероприятиях «Камератыы» и тифлоцентра, помогал людям поддерживать и восстанавливать здоровье с помощью лечебного массажа, а в свободное время занимался творческой деятельностью – вел рубрику литературных обзоров «Книжный день с Дмитрием Померанцевым» в группе «Камераты» в социальной сети ВК.
Выяснилось, что всерьез изучением такого культурного феномена, как аудиокниги, в стране практически никто не занимался. Они-то и оказались в фокусе внимания Дмитрия.
Как выбрать автора, произведение, как сориентироваться в жанрах и литературных направлениях – об этом писали многие. Литературоведы, критики, обозреватели. Но вот какого диктора или чтеца предпочесть, какие аудиоиздательства существуют и на что обратить внимание при выборе именно говорящей книги – это оставлялось на усмотрение самого читателя-слушателя. А между тем, аудиокниги пользовались все большей популярностью, причем аудитория их постоянно росла и расширялась – и не только за счет незрячих или слабовидящих людей.
Обзоры Дмитрия публиковались еженедельно – нередко случалось, что на связь с ним выходили авторы, переводчики, исполнители. Образовался своего рода клуб любителей аудиокниг.
И вот два года спустя обзоры книг вдруг сами превратились в книгу.
Дело было так.
«Однажды мой хороший давний друг – замечательный поэт и педагог Марина Олеговна Кулакова предложила мне подать заявку на стипендию Союза российских писателей, — рассказывает Дмитрий Померанцев. – Такие стипендии дают авторам для издания их книг – в основном, стихов и прозы. Стихов я давно не писал, прозы – тоже. Извлекать на свет божий и суд читателей грехи молодости, юности и тем паче – детства не очень-то хотелось. Это все было в прошлой жизни, написано другим человеком, хотя за некоторые вещи до сих пор не стыдно. И тогда Марина предложила собрать под одной обложкой книжные рецензии – создать своего рода путеводитель по миру аудиокниг. Стипендию я в итоге получил – так родилась антология «По странам и страницам» — говорят, довольно симпатичная получилась книжка».
Бумажный тираж сборника практически полностью разошелся. Сейчас он доступен в виде цифровой книги в интернет-магазинах, а в ближайшем будущем ожидается появление аудиоверсии. «По странам и страницам», таким образом, станет доступна тем, кому она, собственно, и предназначалась изначально – незрячим и слабовидящим читателям.
Что еще можно сказать о Дмитрии? Он женат, с супругой Марией прожили вместе более двадцати лет. Дочери Таисии 19 лет, учится в Строительном техникуме на архитектора. Сыну Андрею 11, учится в пятом классе, увлекается футболом, а также историей военной техники.
Дмитрий по прежнему много читает, любит путешествовать и общаться с людьми. Ходит в музеи, театры, кино, на концерты и на футбол. Сравнивая свою жизнь до и после потери зрения, он замечает, что это – две совершенно разные жизни.
«Был такой литературный и кинематографический персонаж – Ихтиандр, он же – человек-амфибия, — говорит Дмитрий. — До какого-то момента он вел обычную человеческую жизнь, изредка погружаясь под воду, где мог находиться долго, поскольку у него были жабры, но в основном предпочитал дышать легкими и жил на суше. А потом легкие ему отказали, и он вынужден был навсегда уплыть в морские глубины, по сути, из человека став рыбой. Вот и со мной случилось нечто подобное: я тоже стал рыбой и уплыл в море. И какие-то по-настоящему важные вещи мне открылись только теперь. К примеру, я оказался в достаточно тесном и дружном окружении людей, родственных мне не только и не столько особенностями здоровья, сколько по духу, эмоционально. Мир зрячих людей – при всех его плюсах – достаточно разобщен, а здесь я почувствовал себя своим среди своих – среди тех, кто всегда придет тебе на помощь, поддержит, с кем просто-напросто интересно. И это было очень здорово!».
Справочная информация
Мероприятие организовано в рамках социального проекта «Открытые возможности», который направлен на создание условий для разносторонней самореализации, повышения социальной активности и инклюзии в современное общество инвалидов по зрению.
Проект реализуется с использованием средств, предусмотренных в бюджете Нижегородской области на реализацию общественно полезных (социальных) проектов и при софинансировании Фонда президентских грантов.