Вы находитесь здесь: Главная Проект "Точки интереса" Особенности организации специальных и инклюзивных экскурсий

Особенности организации специальных и инклюзивных экскурсий

Цикл вебинаров "Мир без границ".

Автор

руководитель автономной некоммерческой организации “Акме”, кандидат филологических наук Мещерякова Анна Владимировна

Значение экскурсий для слепых и слабовидящих людей

Прежде всего коснёмся проблемы туризма для инвалидов по зрению. Существуют разные мнения по этому вопросу. Некоторые люди относятся к этой проблеме несерьёзно и даже критично, считая, что не за чем инвалиду по зрению приезжать в другие города, потому что он все равно там ничего не увидит. На самом деле для человека с нарушениями зрения экскурсия является одной из эффективных форм реабилитации, особенно для детей и подростков.

Итак, какой же реабилитационный потенциал имеет экскурсия, созданная или адаптированная для слепых и слабовидящих людей?

  1. Расширение чувственного опыта и представлений об окружающем мире. Об очень многих вещах и исторических объектах люди с глубокими нарушениями зрения имеют весьма поверхностное представление, т.е. теоретически они представляют себе те или иные исторические объекты или предметы быта, но на самом деле они их никогда не видели. Если обычный ребёнок, подросток или молодой человек имеет возможность познакомиться с историческим объектом посредством иллюстраций к учебникам истории или документальных и исторических фильмов, то для человека с нарушениями зрения единственным способом получения информации является осязательный осмотр подлинников или копий предметов, находящихся в музейном пространстве.
  2. Развитие навыков адаптации к новой среде. Многие люди с нарушениями зрения чаще всего находятся в одном и том же пространстве (Квартира, школа и т. д.) и нечасто попадают в другую среду. Поэтому погружение в новое пространство вызывает у них боязнь. Таким образом, чем чаще мы искусственно погружаем слепых и слабовидящих людей в другие условия, тем больше формируем у них способность адаптироваться к новым условиям. Путешествия и экскурсии являются одним из способов погружения в другую среду, а значит помогают людям с нарушениями зрения развивать навыки адаптации к новому пространству.
  3. Восполнение дефицита впечатлений. Для большинства людей зрительный анализатор является ведущим. Весь наш мир устроен так, что зрительных раздражителей больше, чем осязательных или слуховых. Поэтому Человек с нарушениями зрения испытывает недостаток информации и впечатлений. Этот недостаток необходимо восполнять яркими событиями, например поездками, путешествиями, знакомством с новыми предметами и т. д. Насыщение новыми впечатлениями и информацией способствует нормальной работе мозга людей с нарушениями зрения.

Посмотреть презентацию

Презентацию к вебинару можно скачать по этой ссылке.

Проблемы, возникающие при проведении экскурсий для инвалидов по зрению.

Существует две ключевые проблемы:

  1. проблема доступности экскурсионных объектов для восприятия людьми с нарушениями зрения. При проектировании какой-либо экскурсии должна обеспечиваться полная доступность всех экскурсионных объектов как для незрячих, так и для слабовидящих туристов (тактильные копии, рельефные иллюстрации и т.д.).
  2. Проблема ориентировки в новом пространстве и поиска экскурсионных объектов. Связана прежде всего с особенностями людей с глубокими нарушениями зрения. Регулярно возникает в повседневной жизни. Любая деятельность, с которой сталкивается незрячий человек, требует ориентировки в пространстве. Существуют способы ориентировки в разных типах пространств, но на экскурсиях данная проблема становится особенно очевидной, потому что экскурсии протекают в незнакомых местах, где нужно быстро сориентироваться и самостоятельно что-то найти. Это важно, поскольку самостоятельное нахождение экскурсионных объектов приносит полное удовлетворение и делает их для незрячего экскурсанта особенно ценным. Есть экскурсанты, которые предпочитают посещать экскурсии с сопровождающими (волонтеры, родственники и т.д.), но бывают также и те, кто предпочитает искать экскурсионные объекты самостоятельно, поскольку их поиск вызывает у них особые эмоции и делает найденные объекты особенно ценными. Поэтому даже если экскурсия сопровождается большим количеством волонтеров, проблему ориентировки в пространстве нужно решать.

Видеозапись вебинара “Особенности организации специальных и инклюзивных экскурсий”

Адаптация экскурсий к особым потребностям людей с нарушениями зрения

Основная задача адаптации экскурсий для инвалидов по зрению состоит в том, чтобы информацию об объектах осмотра предоставить в доступных для них формах. Для этого можно использовать тактильные макеты экскурсионных объектов, тактильные карты экскурсионного пространства, словесное описание объектов (тифлокомментирование). Без тифлокомментария тактильный осмотр наглядности практически равен нулю, поскольку незрячий экскурсант не знает, что и где искать. Поэтому экскурсовод должен обращать внимание экскурсантов на различные детали и особенности объекта, мотивируя их к самостоятельному обследованию.

Разработка специализированной экскурсии для инвалидов по зрению включает:

  • Выбор локации;
  • Проектирование маршрута;
  • Оптимизация слухового восприятия;
  • Создание тактильных карт;
  • Изготовление натуралистичных макетов исторических памятников;
  • Составление тифлокомментариев.

Остановимся на обозначенных пунктах подробнее.

Выбор локации. Для повышения реабилитационного эффекта полезно выбрать локацию, которая должна быть понятной с точки зрения планировки. Очень часто экскурсоводы руководствуются исторической ценностью объектов, не обращая внимание на их расположение. Но если мы хотим не только рассказать незрячим экскурсантам об объектах, но и научить их ориентироваться в пространстве, в котором расположены эти объекты, нужно обратить внимание на завершенность и логичность локации. Например, можно выстраивать экскурсию вокруг определенной точки (площади или улицы). При перемещении от объекта к объекту экскурсовод должен обращать внимание экскурсантов на то, где они находятся относительно данной площади или улицы, На объекты, связанные с начальной точкой. Это нужно для того, чтобы незрячий человек представлял себя в пространстве относительно объектов, которые он посещает, и формировал в своем представлении карту данной местности.

Проектирование маршрута. При проектировании маршрута для незрячих экскурсантов важно учитывать особенности данной местности. Нужно самому пройти по данному маршруту и понять, какие препятствия существуют на этом маршруте и как их безопасно преодолеть.

Оптимизация слухового восприятия. Так как ведущим анализатором у незрячих и слабовидящих людей является слух, нужно обращать внимание на качество передачи речи. Кроме того важно понимать, что если тактильной наглядности во время экскурсии используется ограниченное количество, то речевую информацию экскурсовод применяет в течение всей экскурсии, не дозируя её. Поэтому для человека на экскурсии важно хорошо слышать. Основными трудностями при слуховом восприятии являются большое количество людей в группе (люди, находящиеся близко к экскурсоводу слышат всё, а остальные нет) и окружающие шумы, которые также мешают воспринимать информацию (Оживленная улица, многолюдный объект и т.д.). Для оптимизации слухового восприятия можно использовать радиогид. Лучше всего пользоваться цифровым радиогидом, поскольку он создает меньше помех и имеет высокое качество звука. Основное преимущество радиогида заключается в том, что экскурсовод, находясь на маршруте, может спокойно, без напряжения голоса, передавать слуховую информацию, а экскурсанты легко её воспринимают, находясь на достаточно большом расстоянии от экскурсовода (до 50 м). Единственная трудность может возникать при появлении помех со стороны других служб, использующих радиооборудование (полиция, охрана, другие экскурсионные группы и т.д.).

Аудиозапись вебинара «Рельефная графика: от замысла к воплощению»

ведущая вебинара – Чепикова Светлана Викторовна, дизайнер и разработчик многочисленных рельефно-графических пособий. Скачать презентацию к вебинару можно по этой ссылке.

Изготовление тактильных макетов

Существуют определенные правила изготовления тактильных макетов и копий достопримечательностей:

  1. все макеты должны быть выполнены в одном масштабе, то есть должны соблюдаться пропорции между объектами, расположенными в пределах одной локации. Должно соблюдаться соотношение размеров реальных зданий и размеров их тактильных копий. Это помогает незрячему человеку получить представление о размерах реальных зданий. Для наиболее точного представления о размерах здания можно также использовать фигурку человека, выполненную в масштабе тактильных макетов.
  2. Натуралистичная окраска. Существует мнение, что если человек не видит, то не обязательно окрашивать макет в натуралистичный цвет. На самом деле у многих незрячих людей имеется остаточное зрение, при помощи которого они могут хотя бы частично воспринимать цвета. Поэтому для более четкого восприятия памятника архитектуры или скульптуры необходимо окрашивать его макет в цвет оригинала. Это нужно потому что цвет тех или иных зданий чаще всего характеризует эпоху, в которую они были созданы.
  3. Различимость отдельных деталей для осязательного восприятия. Макет должен быть выполнен в таком масштабе, чтобы его значимые детали были доступны для осязательного восприятия. Иногда такие детали делают несколько больше, чем они должны быть в реальном масштабе.

Можно выделить несколько подходов к проектированию макетов.

  1. проектирование по чертежам. Чертежи зданий чаще всего хранятся в государственных  Архивах. Если это культовое здание (церковь, собор), то такие чертежи можно найти в архивах РПЦ. Макеты, изготовленные по чертежам, получаются наиболее точными и удачными.
  2. Способ фотофиксации. Применяется в случаях, когда нет чертежей макетируемых зданий и заключается в фотографировании всех фасадов зданий в прямоугольной проекции. Каждый фасад здания должен быть сфотографирован полностью и без искажений. Если макетируемое здание высокое, хорошо, если удается сделать фотографию не с уровня земли, а с какой-то более высокой точки (например, из окна соседнего здания). Важно замерить размеры макетируемого здания. И если длину и ширину обычно можно измерить рулеткой или дальномером, то с высотой дело обстоит сложнее. Для ее измерения можно использовать следующий прием. К стене здания приставляем линейку длиной 1 м и делает фотографию этой стены вместе с линейкой в прямоугольной проекции. Затем распечатываем фотографию и вырезаем полоску бумаги, равную по длине изображению линейке на фотографии, и с помощью этой полоски измеряем на фотографии требующиеся нам размеры. Важно понимать, что при таком способе измерения точность оказывается достаточно приблизительной.

Для определения формы здания лучше всего запросить план эвакуации, поскольку она там отражена наиболее точно. Иногда измеряют длину стен и соотносят их с планом эвакуации. Можно также обратиться к yandex-картам или Google-картам, однако на них форма зданий может быть отражена недостаточно точно.

Следующий вопрос, на который необходимо ответить, в каком масштабе надо делать макет.

По нашему опыту, оптимальный масштаб для портативных макетов (т.е. для тех, которые планируется переносить и использовать непосредственно в ходе экскурсий)– 1 к 200. В таком масштабе, с одной стороны,  макеты большинства зданий получаются довольно небольшими, а с другой – важные архитектурные деталей можно осязательно различить. Если же на макете не получается отчетливо изобразить какие-то важные мелкие детали (например, барельефы на фасаде собора), их можно изобразить отдельно в более крупном масштабе., а при осмотре основного макета обратить внимание на эти детали в тифлокомментарии.

Стационарные макеты обычно выполняют в более крупном масштабе. Например, макеты, изготовленные фондом «Искусство, наука и спорт» по программе «Особый взгляд» и располагаемые рядом с макетируемыми объектами, выполнены в масштабе 1 к 50 (макет Успенского собора во Владимире, суздальского кремля). Такой масштаб позволяет сделать макет более детальным, однако его обследование будет занимать у экскурсанта гораздо больше времени и потребует больше усилий. Чем больше объект осязательного осмотра, тем интенсивнее должны работать руки и конструктивное воображение, чтобы из отдельных деталей сложить целостный образ объекта.

Технологии изготовления макетов можно разделить на три основных вида.

  1. технология литья. Для макета изготавливается форма из металла, затем в ней из пластичных материалов (смола, пластик, скульптурный мрамор и т.д.) отливается макет. Такие макеты удобно тиражировать в случае износа, Они хороши по тактильным свойствам и достаточно прочные. Однако изготовление такого макета достаточно дорого и изготавливать его малым тиражом невыгодно.
  2. технология 3D-печати. В этом случае макет проектируется в специальной программе и распечатывается на 3D-принтере. Однако принтеры бывают разные и качество печати может быть лучше или хуже. Если качество печати принтера хорошее, то макет получается более гладким и приятным на ощупь, если плохое – макет покрыт шероховатостями и зазубринами. Чаще всего, независимо от качества печати, макеты проходят обработку: шпаклюются и окрашиваются в натуралистичный цвет.
  3. технология сборки. Эта технология более дешевая, но более трудоёмкая. Макет проектируется как настоящее здание, т. е. отдельными частями. Затем отдельные части макета вырезаются из оргстекла, а более мелкие его части печатаются на 3D-принтере. После этого все детали склеиваются.

При изготовлении зданий нестандартной сложной формы (Соборы) удобнее использовать литьё или 3D-печать. При изготовлении макетов зданий простых геометрических форм с плоскими гранями можно воспользоваться технологией сборки.

Изготовление тактильных карт

Важный принцип создания тактильной карты – схематизации изображаемого пространства, которая заключается в упрощении изображения путем отказа от излишней детализации. Разумеется, мы теряем при этом точность воспроизведения, однако стоит помнить, что человеческое сознание само по себе подвергает схематизации объекты окружающего мира. Разрешающая способность осязания гораздо меньше, чем у зрения, поэтому тактильное восприятие мелких деталей очень затруднено, и слишком подробное изображение может мешать пониманию самых существенных свойств изображенных объектов.

Далее происходит отбор информации. Изначально нужно поставить себе четкую цель: что мы хотим в данной карте отразить и что действительно является значимым.

Затем нужно отразить ключевые соотношения между предметами. Важно понимать, соотношение между какими объектами нарушать нельзя. Общие направления на объекты должны быть соблюдены.

Для удобства использования карты ее размер должен быть не очень большим. Для работы на местности – А4, для работы в помещении – А3.

Для удобства осмотра тактильной карты в условиях улицы у нее должна быть жесткая поверхность и рамка. Оптимальные условия для работы с тактильной картой создаются, если есть возможность положить ее на твердую поверхность. Однако, если в процессе прохождения маршрута такой возможности нет, можно воспользоваться помощью ассистентов, которые будут поддерживать карты во время осмотра. Также можно прикрепить к карте шнурок, за которые экскурсант сможет подвесить ее на себя, и при отсутствии другой возможности сможет одной рукой поддерживать карту, а другой ее осматривать. Но не стоит забывать, что осмотр с помощью обеих рук более эффективен.

Можно выделить три основные технологии изготовления тактильных карт.

  1. Технология ручного изготовления. Используются техники лепки и аппликации. При изготовлении таких карт применяются материалы с различными текстурами, напоминающими натуральные объекты. Например река выполнена из гладкой фотобумаги, трава – из махрового материала, дома – из полимерной глины и т.д. Такой способ изготовления очень трудоемкий, но при нем получаются очень информативные карты, напоминающие макет.
  2. Технология печати карт на рельефообразующей бумаге. Используется специальная бумага и термонагреватель. Изначально изображение карты проектируется в обычном графическом редакторе. Но при моделировании таких изображений важно знать правила рельефной графики, которые связаны с особенностями осязательного восприятия человека. В качестве изобразительных средств используются линии различной толщины, разные текстуры (мелкая точка, штриховка, клеточка и т.д.), геометрические фигуры и различные мелкие значки (крестик, звездочка и т.д.), брайлевские буквы. После проектирования такая карта распечатывается на обычном лазерном принтере в черно-белом цвете на специальной бумаге, а затем пропускается через термонагреватель. При этом в местах, где на бумаге есть черная краска, происходит микровзрыв и вспучивание поверхности, в результате чего возникает рельеф. Такие карты недолговечны, подвержены стиранию, влаге и т.п.
  3. Технология ультрафиолетовой печати на ПВХ. Чаще всего используется для создания мнемосхем в зданиях. Основа такой карты – лист ПВХ, на ней изображается тот или иной объект и затем рельефными разноцветными чернилами наносятся различные обозначения. Используются рельефные линии, геометрические фигуры, брайлевские буквы. Такие карты более надежные, но их производство достаточно дорого.

Условия обследования тактильных макетов

Любую наглядность нужно располагать на твердой горизонтальной поверхности и обследовать двумя руками. Это повышает эффективность создания образа в сознании человека и уменьшает время обследования объекта. Однако в условиях улицы это не всегда возможно. Для удобства осмотра можно пользоваться тележкой с твердой горизонтальной поверхностью. В случае, если такой возможности нет, экскурсовод может поставить макет себе на руку или на специальную доску, чтобы экскурсант имел возможность обследовать макет.

Если нет возможности вынести макеты на улицу, можно выстроить экскурсию так, что сначала пройти по местности и дать словесную информацию, а затем в помещении произвести осмотр макетов. Либо наоборот, сначала показать макеты, рассказать о достопримечательностях, а затем пройтись по местности.

Рекомендации по составлению тифлокомментария

Существуют разные мнения о том, как включать тифлокомментарий в текст экскурсии. Одни считают, что сначала нужно дать тифлокомментарий,, а затем информацию, предназначенную для всех экскурсантов. Другие считают, что тифлокомментарий должен органично вплетаться в текст экскурсии. Второй способ более интересен поскольку тифлокомментарий, сочетающийся с текстом экскурсии, интересен обычным экскурсантам, поскольку обращает внимание на детали, которые проходят мимо внимания зрячих людей.

Хороший тифлокомментарий строится по теории герменевтического круга Бахтина. Сначала мы даем общее видение объекта, т. е. его глобальные признаки, создаем представление о том, как объект выглядит (форма, цвет); Далее описываем объект по деталям и каждую деталь в отдельности, Затем – глобальное представление об объекте, но с учетом информации, полученной во второй части. Используются приемы сравнения, метафоры, высказывания и т.д.

Если тифлокомментарий сочетается с тактильным обследованием какого-либо объекта, лучше всего, если он идет за рукой экскурсанта. Тифлопедагогами были разработаны алгоритмы осязательного обследования. С их помощью предмет можно обследовать наиболее быстро и эффективно. Например изображение человека лучше начинать обследовать с головы., двигаясь вниз, а здание – наоборот. Поэтому и содержание тифлокомментария выстраивается в соответствующем порядке

Применение терминологии

Во время экскурсии не стоит злоупотреблять слишком большим количеством архитектурных терминов. Однако основные термины полезно объяснить доступным языком и показать пример на макете.  Это будет способствовать развитию понятийного аппарата экскурсантов.

Справочная информация

Материал подготовлен в рамках социального проекта «Точки интереса», который реализуется Нижегородским областным центром реабилитации инвалидов по зрению “Камерата” с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.