Вы находитесь здесь: Главная Семейный вояж Путешествие в Башкирию

Путешествие в Башкирию

На фотографии изображены два человека и лошадь на фоне зимнего пейзажа. Слева стоит женщина. Она одета в теплую шубу светло-серого цвета с темными вставками на рукавах и по краям. Шуба застегнута на большие пуговицы. На голове у женщины меховая шапка коричневого цвета с черными и белыми узорами. Она носит очки с тонкой металлической оправой. Женщина улыбается и обнимает лошадь за шею, прижимаясь к ней. Справа стоит мужчина. Он одет в черную зимнюю куртку с капюшоном, отделанным мехом. На голове у него зеленая шапка с надписью "svea" белого цвета. Мужчина также улыбается и держит лошадь за поводья правой рукой. На нем очки с толстой черной оправой. Лошадь стоит между женщиной и мужчиной. Она коричневого цвета с черной гривой и черными ушами. На лошади надета уздечка с поводьями, которые держит мужчина. Лошадь смотрит прямо в камеру. Фон фотографии представляет собой заснеженный пейзаж. Земля покрыта толстым слоем снега, который выглядит чистым и белым. Вдали видны небольшие холмы и деревья, которые частично покрыты снегом. Небо ясное и голубое, без облаков, что создает ощущение солнечного зимнего дня.

Мы много путешествуем, как самостоятельно, так и с турфирмами. Путешествия занимают одно из самых главных мест в жизни. Никогда не планируем заранее на конкретные даты, наши решения довольно спонтанны, но даже простое перечисление планов заняло бы не одну страницу. Вот и о поездке в Башкирию мы мечтали давно, но решились внезапно, в феврале 2022 года.

Пришлось лететь на самолёте, так как на поезде не успели бы к началу тура. Конечно, любой перелёт для нас то ещё приключение. Сначала нужно было найти стойку регистрации на рейс. Потом пройти все процедуры, и найти нужный гейт. В самолёте маме тяжело лишний раз вставать, так как нелегко передвигаться по салону. К счастью лететь было всего три часа.

В Уфе мы самостоятельно сели на городской автобус и поехали сразу в музей. Как потом, выяснилось, представители турфирмы хотели встретить нас в аэропорту. Но когда они дозвонились, мы были уже в музее. Мы очень любим музеи, и в любом городе, обязательно заходим в них. Не было такого, чтобы во время поездки мы не заходили хотя бы в один музей. Если музеи не входят в программу тура, мы смотрим их в свободное время. Предпочтение отдаём краеведческим, историческим, литературным музеям. Так как хочется прикоснуться к истории места. Я творческий человек: пишу стихи, сочиняю музыку и песни. Музеи помогают прочувствовать энергетику, дарят вдохновение. А природа всегда прекрасна.

О музеях можно рассказывать очень много. Национальный музей поражает богатством коллекции, особенно историческими экспонатами. Музей Гафури воспроизводит обстановку старого дома. Чувствуешь себя будто в гостях у друзей. В общем, чего только рассказывать, приезжайте и сами убедитесь!

Доехали до гостиницы. В этот день было очень скользко. Мы буквально балансировали между сугробами, держа при этом, сумки и пакеты, рискуя упасть и получить травму. А на следующий день нас уже встретил гид. Оказалось, мы были одни. Получился индивидуальный тур.

Первый вопрос, который нам задал гид, был про питание. Мы ответили, что мы не вегетарианцы, и он может не беспокоиться, но только чтобы было не слишком экзотичное. Природа вокруг постепенно менялась, становилось холоднее. И вот мы уже в окружении величественных гор. Пейзаж напоминал высокогорные районы Кавказа. Снег блестел и оттенял сосны и ели, создавая ощущение новогодней сказки. Вот мы уже въехали в село Кага. При подъезде к турбазе, на которой нам предстояло жить два дня, машина застряла в сугробе. Мы уже было подумали, что придётся брести с чемоданами по колено в снегу, но гид, всё же смог проехать.

Турбаза небольшая по территории, и состоит из деревянного здания барачного типа, столовой и нескольких кирпичных домиков купольной формы, похожих на юрты. Нас заселили в один из этих домиков. Все здания соединены деревянными настилами, местами эти дорожки были обледеневшими. В домике несколько комнат, удобства в помещении. Мы жили в одном домике с гидом, но комната у нас была своя. Телевизора и холодильника в домике не было, впрочем они нам были и не нужны. Мы приехали наслаждаться природой, а питание в столовой очень сытное и вкусное. Гид привёз с собой молодую собаку породы акита-ину по кличке Ника. Она безусловно, радовалась жизни, беззаботно бегая вокруг нас, когда мы гуляли по окрестностям. Мы любовались живописной панорамой села, которое мало изменилось с XIX века. До сих пор в этой части Башкирии у большинства жителей есть лошади, тогда как автомобилей гораздо меньше. Стоя около обрыва, которым оканчивался высокий холм, мы завороженно смотрели как в отдалении пастух загоняет в загоны табун лошадей. С такой высоты и люди и кони казались игрушечными, как и дорога с редкими машинами. Ника стояла на самом краю, явно ни о чем не думая и рискуя сорваться, но просто смотря на лошадей и, видимо, о чём-то мечтая; нас она, конечно, слушать не стала. Мы же наслаждались пейзажем и думали только об этом моменте, впитывая каждое мгновение, созерцая палитру природы с близкими горами и штрихи материальной культуры, в виде деревенских избушек.

Ужин был шикарнейший: салаты, котлеты и много мёда. Котлеты имели невероятный вкус, слегка пряный, травяной, описать его довольно сложно, ничего подобного мы ранее не пробовали, но он нам определённо понравился, даже восхитил нас, наверняка эти котлеты достойны лучших ресторанов мира! У нас возникло смутное подозрение о происхождении мяса, из которого приготовлены котлеты. Мы спросили официантку: – «Это, что, дичь?». – «Нет, это конина.» Мы были шокированы, и робко переспросили: – «Вы, наверно, шутите?». – «Ну…Да…», проговорила она, отведя взгляд. Мы ничего не поняли, но сказали что котлеты нам понравились.

На следующий день у нас была экскурсия в Капову пещеру, известную также под названием Шульган-Таш. Вновь горные пейзажи за окном. Но ехать было недалеко. Нас присоединили к группе, которая довольно бодро пошла по заснеженной, расчищенной трактором дороге. Гид даже боялся, что мы замёрзнем, так как по его мнению у нас была недостаточно тёплая одежда (увы, ехать в шубах не позволяет бюджет, а в Москве они особо не нужны). Тем не менее холодно нам не было.

Экскурсовод огорошил нас, сказав что на градуснике -23 градуса, хотя мы ощущали не ниже -7. Возможно, это благодаря сухому воздуху – в Москве при таком морозе мы всегда жутко мёрзнем и не хочется выходить на улицу. Здесь же мы были бодры и веселы, и готовы к приключениям и встрече с чем-то неизвестным и удивительным, что нас ждало в пещере. К сожалению, сами рисунки были плохо видны, света фонарика экскурсовода явно не хватало. Зато сама загадочная обстановка и полумрак, разгоняемый только тусклым светом фонарика; подобные ощущения сопровождают любое путешествие в пещеру; эта обстановка и стала самым главным впечатлением этого дня, хотя впечатлений в этот день было очень много. Конечно, по узким металлическим лестницам передвигаться было не слишком удобно, особенно большой группой. Но мы остались довольны: не всякий раз удаётся прикоснуться к тайнам глубокой древности, когда не было письма и люди рисовали события своей жизни, чтобы передать их потомкам. И вновь дорога, уже обратная. По пути мы зашли в музей бортевого пчеловодства. Деревянный домик обставлен в сибирском стиле. У нас, правда, было не очень много времени, на чтение табличек на стендах (и пол был очень скользкий!). Но рассказ экскурсовода прекрасно дополнил то, что мы успели прочитать. А подход к музею был засыпан снегом и мы невольно, вспомнили детство, когда выбрались на дорогу, как после катания с горки. Давно мы так не отряхивались!

А нас уже ждал обед в этнографическом кафе. Интерьер заведения напоминал крестьянский дом, всё было здесь интересным и необычным. И блюда тоже. Восхитительный суп с мясом, что-то сладкое и вкуснейший домашний творог. С трудом усевшись в машину мы спросили у гида, что суп, наверно с бараниной (мы пробовали нечто похожее в Туве). Гид снова сказал про конину. Мы даже слегка возмутились: – «Да, что же это вы всё шутите?». – «Это же диетическое мясо» – ответил он, и стал долго говорить о пользе конины, главное правильно её готовить. Мы, конечно, не обиделись, зато ведь попробовали! И теперь она нам нравится. Неоднократно по телевизору ведущее тревел-шоу уплетали это блюдо за обе щёки и в тот момент мы их поняли. Удивительно отношение к лошадям в Башкирии. О них не только заботятся, но даже, согласно, легенде это дар высших сил, неземные существа, священные. Но их при этом едят. Наверно, нам никогда этого не понять. Хотя мы и не имели особых отношений с лошадьми: я один раз катался в детстве, мы катались на Кавказе и всё (ну, может ещё в контактном зоопарке в нашем городе кормили их). В конце концов мы же едим курицу, говядину, и не задумываемся о том, что и куры, и коровы тоже хотели бы пожить ещё.

Затем мы приехали в заповедник. Здесь мы осмотрели небольшой уютный музей, где рассказывается о природе этого горного края. Рядом находится вольер с оленями, к которому тоже пришлось пробираться по снегу. По нашей просьбе гид отвёз нас на конюшню. Лошадки были похоже не очень рады, даже явно удивлены – туристы к ним заглядывают крайне редко, а может быть мы вообще были первыми. Даже было неловко, что мы могли запачкать машину (в гостях у лошадок было довольно грязно). Гид поведал, что лошадь для егеря незаменима и в XXI веке. Человечество ещё не изобрело транспортного средства, которое может передвигаться по любой тропе или просто по траве, не ломая кусты и не загрязняя природу. Да и нужно ли?

На турбазе нас ждал сытный ужин, но теперь-то мы знали из чего котлеты! И всё равно ели с аппетитом. Ведь мы уже сможем наслаждаться национальной кухней самых разных регионов, и наверняка не побоимся пробовать незнакомые блюда!

Следующий день был не менее насыщенным! Нам предстояла поездка на настоящих санях! Залезать в сани было совсем не легко, но мы уютно устроились полулёжа на сене и отправились в путь. Возницей была девушка, тянул нас каурый жеребец по кличке Вояж. Он уже немолод, уже исполнилось 17 лет. Но он неутомимо тащит нас по заснеженной дороге. А рядом бежала Ника. Запах сена и сами сани напоминали разные советские фильмы: то «Чародеи» с песней «Три белых коня», то «Чук и Гек». Эти сани были такие же как и века назад. Но вот дорога кончилась и началась снежная целина. Движение стало труднее. Мы несколько раз застряли, и в конечном итоге, сани опрокинулись. Раз, и мы уже в снегу! Из тёплого сена сразу в холод! Возница вернула сани в исходное положение. Через сугробы мы добрели до дороги, а следом за нами Вояж аккуратно тянул сани. Мы снова уселись и без происшествий доехали до пункта назначения. Ника бегала по всей дороге, уворачиваясь от редких автомобилей. В селе она, кажется, пообщалась со всеми соседскими собаками – похоже, что это были её давние знакомые. Только и слышался лай на разные лады. Целью нашей был музей минералов. Хозяин музея увлекательно и очень подробно рассказывал о минералах, добываемых на Урале. Их очень много! Самый удивительный – пирит, называемый ещё «золотом дураков». Он похож на золото, но подвох вскрывается довольно быстро. Назад на турбазу нас отвёз гид на машине.

В этот же день нам надо было уезжать в город. На следующий день была экскурсия по Уфе. В Уфе впечатлений было не меньше. Это и величественный памятник Салавату Юлаеву, и ипподром Ак-Бузат, названный в честь мифического крылатого коня. Здесь нас пригласил в юрту музыкант, играющий на национальном инструменте курай: мы послушали лекцию о конном спорте и об историческом отношении башкирского народа к лошадям и конной символике – также он сыграл нам: это были удивительные звуки, сравнимые со свистом ветра в степи, или хлыстов всадников, погонявших коней, с тихим журчанием горного ручья. Затем мы поехали к мечети Ляля-Тюльпан. Она поразила нас лёгкостью и воздушностью архитектуры. Но вот нам уже пора улетать. Мы летели уставшие, но довольные. Благополучно добрались до дома.

Что мы вынесли из этой поездки? Наверно, то, что новое и таинственное прячется не слишком далеко, или даже не прячется, но мы его не замечаем. И всегда стоит выходить за пределы привычного, новые впечатления наверняка будут интересными и мы потом будем в недоумении, как же мы раньше жили без этого. И эти впечатления можно получить, путешествуя, в комфортных условиях, без экстремальных видов спорта, а просто гуляя. И, конечно, нам и дальше хочется ещё путешествовать и открывать новое!

По впечатлениям от поездки я написал это стихотворение:

Среди седых Уральских гор

По полю вольно мы скользим
И в этот сказочный простор
На санках с лёгкостью летим!

А конь несёт неутомим
За нами только борозда
И всё вперёд, вперёд бежим!
Уж нет дороги здесь назад!

А вдалеке видна деревня
И точно, это не мираж!
Нас окружает запах сена
Всё так же верен нам Вояж.

Вдруг, раз и мир перевернулся!
Упали по колено в снег
Тотчас одежду отряхнули
Уселись, конь продолжил бег!

Мы с горки быстренько спустились!
А я немножечко продрог
Но славно всё ж повеселились!
Что, может быть ещё разок?

Автор: Павел Каганов.

Справочная информация

Эта работа прислана на творческий конкурс инклюзивных семейных команд “Семейный вояж”, который проводится Нижегородским областным центром реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» в партнёрстве с Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского в рамках проекта «Нижний отовсюду ближний» при поддержке Правительства Нижегородской области. Положение о конкурсе.

Присланные работы опубликованы с сохранением оформления, стилистики, орфографии и пунктуации автора.