Вы находитесь здесь: Главная НОВОСТИ Архив «Горячая перезагрузка»: на связи – Израиль

«Горячая перезагрузка»: на связи – Израиль

Камерата.
Камерата.

«Горячая перезагрузка»: на связи – Израиль

«Камерата» продолжает устанавливать и укреплять международные контакты. На очередной очно-заочной встрече знакомились с опытом Израильских коллег. А помогал нам в этом руководитель некоммерческой организации «Ein Dvarim Kaeleh» Алекс Голдшмидт.

Очень на то похоже, что жители самого молодого и одновременно самого древнего ближневосточного государства сделали небольшой, но уверенный шаг к решению основных социальных проблем, включая образование и трудоустройство. И то, что осталось, они преодолевают буквально… играючи. Причем, «буквально» – в самом буквальном смысле этого слова.

В частности, проблема реабилитации и социальной интеграции инвалидов по зрению перестает быть проблемой, если привлечь этих людей к занятию… спортом. О таком виде спортивных состязаний, как blind ball или боулинг для незрячих и слабовидящих, в нашей стране едва ли широко известно, а вот в мире он, по словам Алекса, достаточно распространен и популярен. Особых успехов достигли на сегодняшний день незрячие спортсмены из таких стран, как Великобритания, ЮАР, Австралия и Новая Зеландия. Ну, и государство Израиль, разумеется, в том числе.

Что собой представляет данный вид спорта? Как явствует из названия, это прежде всего игра с мячом или, точнее, шаром. Задача игрока – пустить шар с определенной силой в определенном направлении и поразить мишень – фигуру, составленную из кеглей. Средняя продолжительность матча составляет от одного до полутора часов. На площадке одновременно могут находиться от трех до шести спортсменов.

У каждого незрячего игрока есть специальный зрячий ассистент (он же – тренер), который помогает ему не только ориентироваться в пространстве и перемещаться по площадке, но и правильно выбирать направление для броска. Подсказки делаются по принципу воображаемых часов, когда человек оказывается как бы в центре огромного циферблата и поворачивается вокруг своей оси на определенное число минут или часов (этот принцип, позволяющий сориентироваться, не прибегая к физическому контакту, хорошо знаком практически любому незрячему). Ассистент, который в обязательном порядке сам является игроком в боулинг, подсказывает своему партнеру не только направление, но и примерную силу броска: дорожка имеет сложный рельеф, и от того, какой импульс будет придан мячу, зависит, по какой траектории тот покатится и с какой точностью попадет в цель. О результате броска незрячему игроку также сообщает его ассистент.

По словам Алекса, он сам когда-то был профессиональным игроком в боулинг, выступал за команды Южной Африки, уроженцем которой является, а также Израиля, в котором прожил более сорока последних лет. Однажды – было это около тридцати лет назад – его попросили выступить в качестве тренера команды, состоящей из слабовидящих игроков. Так он впервые столкнулся с проблемами «спорта для всех». Этот случай имел неожиданное продолжение: всерьез увлекшись боулингом для незрячих, Алекс, не имеющий ОВЗ по зрению, создал свою НКО, которая вот уже много лет занимается организацией и проведением турниров и отдельных матчей по данному виду спорта.

Восемь лет назад Алекс и его коллеги пришли к выводу, что играть можно не только на улице, но и в помещении, если заменить травяное покрытие ковровым. Такой подход позволял проводить соревнования круглый год и не зависеть от смены сезонов и капризов погоды.

Позднее от коврового покрытия пришлось отказаться, т.к. оно не подходило инвалидам-колясочникам (была среди подопечных Алекса и такая паралимпийская команда). Точнее пришлось отказаться от обычного ковра. Вместо него было приобретено специальное профессиональное покрытие, которое сотрудники организации возят с собой, когда проводят соревнования в других городах, и расстилают в спортивных залах, на баскетбольных и волейбольных площадках и даже на футбольных полях специальных стадионов при госпиталях – есть в Израиле, оказывается, и такие.

Боулинг является универсальным видом спорта, так как не требует специально обустроенного помещения. Алекс и его коллеги могут приехать со своим оборудованием практически в любое место и провести там соревнования.

Сейчас в организации Алекса работают восемь человек, не считая добровольных помощников, сотрудничающих с Ein Dvarim Kaeleh, что называется, на общественных началах. Между прочим, все ассистенты-тренеры являются волонтерами-добровольцами и не требуют за свое участие в матчах никакого вознаграждения. В Израиле существует практика, когда четырнадцати-пятнадцатилетние школьники в обязательном порядке участвуют в волонтерском движении. Это их долг, как юных граждан своей страны, и что-то вроде экзамена на зрелость.

По словам Алекса, результат игры имеет не самое важное значение. Куда важнее сам процесс – общение между игроком и ассистентом, их взаимопонимание и взаимодействие. Алекс признался, что лучшим тренером-ассистентом за всю историю проводившихся их организацией турниров стала… его двенадцатилетняя внучка.

Впрочем, спорт остается спортом, и удовольствие и польза от общения вовсе не означает полную отмену соревновательного момента. Раз в три года на самом высочайшем уровне проводится мировое первенство по боулингу для незрячих. Алекс даже предположил, что следующей такой Mundial вполне может пройти в Москве. Пока же он пригласил своих новых друзей посетить Израиль и обещал устроить для них профессиональный мастер-класс по боулингу для незрячих с тем, чтобы последние сами стали инструкторами и в дальнейшем смогли проводить соревнования и содействовать популяризации этого замечательного вида спорта.

По словам Алекса, хорошей новостью для его российских коллег является тот факт, что портативное оборудование для игры, включая мячи и покрытие, стоит всего 12 тысяч долларов. Нижегородцы постарались разделить его радость, однако не у всех это получилось достаточно искренне и убедительно. Все-таки представления о том, что такое дешево, и что такое дорого, у жителей России и Израиля несколько разные.

Впрочем, Алекс добавил, что оборудование постоянной площадки для игры в боулинг с газонным покрытием обойдется в 350 тысяч долларов, и тут уже все согласились, что на подобном фоне 12 тысяч выглядят чрезвычайно скромной суммой.

Не последний, если не сказать – ключевой вопрос при реализации любого социального проекта – финансовый. Вопрос этот, по мнению Алекса, решается не просто, а очень просто: нужно всего-навсего обратиться к своему мэру, сообщить ему о своем намерении развивать спорт для незрячих в данном муниципальном образовании и пообещать хороший отклик от общественности. Заметив некоторый скепсис в реакции своих собеседников, Алекс заверил, что у себя в городе он может позвонить мэру в любое время суток, и тот непременно его выслушает. Кроме того, социальные проекты охотно поддерживают частные лица. Что касается обратной связи, т.е. проявления благодарности к тем, кто оказывает помощь, то можно, к примеру, объявить, что матч проводится в честь благотворителя или в память о его умершем родственнике. Можно организовать продажу билетов на матч, и тогда нужная сумма соберется буквально по копейке с миру. Надо просто идти к людям и говорить с ними. Главное, не бояться этого делать. Он, Алекс, не боится, потому что знает, что дело это хорошее и нужное. И в этом, по его мнению, кроется причина успеха его начинаний.

В завершение беседы Алекс пообещал лично приехать в Нижний Новгород и лично пообщаться с местным руководством о перспективах развития спорта для людей с ОВЗ. Он ни на миг не усомнился, что ему удастся убедить нижегородских чиновников в том, что боулинг для незрячих – это важнейший элемент социального развития региона. И почему-то этим его словам очень хотелось верить.