Особенности взаимодействия незрячих и слабовидящих с социальным окружением
Нередко студенты с инвалидностью по зрению испытывают трудности в выстраивании коммуникации в студенческом коллективе и с преподавателями. Происхождение этих трудностей может корениться в особенностях взаимодействия с социальным окружением.
Анализ этих особенностей поможет специалистам вузов, работающим с такими студентами, лучше понять своих подопечных и оказать им действенную помощь.
Глубокое нарушение зрения и обусловленное им существенное ограничение возможности восприятия визуальной информации оказывают непосредственное влияние на процессы взаимодействия человека не только с материальной, но и с социальной средой.
Психологами установлено, что 60% – 70% межличностных коммуникаций составляют невербальные компоненты, большая часть которых: мимика, позы, жестикуляция и др. – воспринимается визуально.
Использование осязания при восприятии человека человеком ограничивается сложившимися социокультурными нормами. В социальной практике незрячих осязательное восприятие неприемлемо для получения информации о внешности и поведении окружающих. Так в повести «Слепой музыкант» «В.Г. Короленко, изображая сцену, в которой Петрусь ощупывает лицо Эвелины, описал нехарактерный случай. Слепые, даже дети, никогда не ощупывают лицо другого» (А.П. Графов «Слепой и зрячий»).
Для незрячих ведущим источником невербальной информации об окружающих людях становится слух, а важнейшими невербальными элементами – голосовые и речевые характеристики, такие как громкость, темп, интонации и др. В процессе общения эмоциональное состояние партнера незрячие обычно оценивают по голосу. По признанию многих незрячих, звучание голоса и речевые манеры также создают первое эмоциональное впечатление о человеке. Кроме того, на слух воспринимаются походка и общий стиль движений человека. Однако большая часть не вербальной информации остается за пределами невизуального восприятия.
Отсутствие зрения не только ведет к потере основного канала поступления информации, характеризующей партнера по общению, но и отражается на внешнем поведении незрячих, затрудняя их адекватное восприятие окружающими.
Невозможность визуальной самооценки и сравнения себя с окружающими осложняют процессы формирования и самоконтроля внешнего облика и манер поведения человека. Представление о многих социально закрепленных нормах в этой сфере, усваиваемое зрячими в процессе простого наблюдения, они по большей части могут получать только из словесных описаний. Кроме того, сами не имея возможности зрительного восприятия, незрячие часто недооценивают значение визуальной составляющей в восприятии себя окружающими и общении. «Вялое, порой неадекватное внешнее проявление эмоций у лиц с нарушением зрения, зачастую сочетающееся с навязчивыми движениями (частое потряхивание руками, подскоки на пружинящих ногах, надавливание пальцем на веки, ритмичные покачивания туловищем или головой и др.), мешает зрячим по достоинству оценивать нравственные, интеллектуальные, профессиональные и другие качества слепых и слабовидящих» (Денискина В.З. «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»).
Все это объясняет необходимость целенаправленной работы по формированию у незрячих понимания социально обусловленной значимости всего комплекса внешнего (воспринимаемого окружающими визуально) облика и поведения человека, а также обеспечению необходимого уровня знаний и практических навыков в этой области. Сюда относится довольно широкий круг вопросов, включающий выбор одежды и макияжа, манеры держаться и вести себя в различных общественных местах, использование мимики и жестов и т.д. На вопрос о результативности такой работы тифлопедагогическая практика отвечает положительно, хотя, естественно, по объему и степени использования невербальных средств лица с нарушениями зрения в целом будут отличаться от зрячих.
Программа общего начального образования для слепых детей предусматривает коррекционные занятия по развитию мимики и пантомимики. Однако не везде эти занятия проводятся на должном уровне, и не всегда удается преодолеть все имеющиеся отклонения в этой области.
Важно понимать, что незрячие (а иногда и слабовидящие) студенты не могут визуально оценить свой внешний облик, часто испытывают большие трудности с его формированием и нуждаются в этой сфере в посторонней помощи. Поэтому, если во внешнем виде незрячего наблюдаются отклонения от нормы (не соответствующий подбор одежды, грязь, недопустимая жестикуляция и т.п.) необходимо ему тактично это объяснить и при необходимости оказать помощь в устранении.
Для студентов с инвалидностью по зрению будут полезны различного рода занятия, помогающие им осваивать правила выстраивания своего внешнего облика. Представление о различных типах фигуры и цветотипах, знание этих характеристик применительно к себе, понятие о стилях и уместности отдельных деталей внешнего облика в различных ситуациях, знакомство с современными соответствующими возрасту и статусу тенденциями моды – это те опорные моменты, которые могут помочь незрячему. Разумеется, подбор одежды, аксессуаров, макияжа и т.д. – дело индивидуальное и деликатное. Советы и рекомендации здесь не должны иметь безапелляционного характера (за исключением недопустимых отклонений во внешности или поведении).
Выстраивая работу в этой сфере, важно помнить, что незрячий человек не имеет возможности визуально оценить свой внешний вид и сравнить себя с окружающими. Поэтому отдельные внешние особенности могут быть не выражением определенной позиции или отношения к окружающим (как это нередко бывает у молодежи), а результатом незнания. Особенно важно обратить внимание незрячего студента на его внешний вид и при необходимости оказать практическую помощь в таких ситуациях как защита диплома, собеседование для приема на работу и т.п.
Серьезно осложняет общение незрячих с посторонними людьми отсутствие возможности использовать коммуникативное значение взгляда. Обычно в общении большую роль играет зрительное взаимодействие: зрительная реакция помогает поддерживать обратную связь, в качестве сигнала готовности к общению часто используется взгляд на партнера. Поэтому незрячему человеку особенно трудно устанавливать первоначальный коммуникативный контакт.
В повседневной жизни это нередко приводит к тому, что при необходимости коммуникации с незрячим человеком собеседник обращается не к нему самому, а к сопровождающему его лицу (незрячие шутят, что иногда обращаются даже к собаке-проводнику) и начинает говорить о незрячем в третьем лице (вахтер: «А в какую ему надо аудиторию?», сотрудница буфета: «Что он хочет скушать?» и т.д.). При прочтении такие ситуации могут показаться нереальными, но в жизни они возникают довольно часто. Нередко незрячие относятся к подобным ситуациям довольно болезненно и, не понимая причин подобного поведения окружающих, воспринимают его как пренебрежение к себе.
Здесь будет полезна разъяснительная работа с обеими коммуницирующими сторонами: и с сотрудниками вуза, и с незрячими студентами. Понимание, что в подавляющем большинстве случаев подобное поведение обусловлено не негативным отношением к незрячему собеседнику, а привычным способом коммуникации, поможет инвалиду по зрению избежать отрицательных эмоций и повысит его коммуникативные компетенции. Опытные незрячие люди советуют в подобных ситуациях отшутиться, ответить на вопрос также, как он был задан, в третьем лице, а иногда просто не обращать внимания, но ни в коем случае не обижаться. Усвоение такого поведения будет полезно незрячим студентам и в дальнейшей жизни и поможет избежать ненужной напряженности в общении с окружающими.
Анализируя коммуникативные трудности незрячих и слабовидящих студентов также важно понимать, что многие из них попали в вуз из школы-интерната, где круг их общения был довольно узким и ограничивался, в основном, такими же как они сами незрячими и слабовидящими ребятами и постоянно общающимися с ними сотрудниками школы. Поэтому их опыт коммуникации с людьми, незнакомыми с их особенностями, может быть весьма ограничен.
Однако не стоит думать, что коммуникативные трудности являются обязательным следствием инвалидности по зрению. Многие незрячие и слабовидящие люди легко находят общий язык с окружающими и в не испытывают избыточного психологического дискомфорта из-за своих коммуникативных особенностей.
Понимание особенностей взаимодействия незрячих и слабовидящих с социальным окружением и анализ различных коммуникативных ситуаций позволяют сформулировать ряд простых правил, которые облегчат общение с этими людьми. Если вдуматься, многие из этих правил могут показаться тривиальными, но их значение определяется тем, что коммуникация чаще строится не на основе размышлений, а на простых подсознательных реакциях.
Не стоит делать преждевременных выводов (ни положительных, ни отрицательных) о личностных качествах незрячего человека на основании предыдущего опыта общения с другими незрячими, ведь незрячие люди отличаются друг от друга ничуть не меньше чем зрячие.
При разговоре с незрячим не избирайте посредником его сопровождающего, а обращайтесь непосредственно к нему.
Не забывайте, что незрячий человек не видит обращенных к нему взглядов и жестов. Поэтому, желая начать разговор, незрячему надо дать понять (обратившись по имени или слегка прикоснувшись к руке), что вы обращаетесь именно к нему, обращенного к собеседнику взгляда в данном случае недостаточно (разумеется, речь не идет об очевидных ситуациях, например, когда вы находитесь в помещении только вдвоем с незрячим).
Завершая общение с незрячим и переходя к другому собеседнику (например, во время учебных занятий), явно проинформируйте его об этом, чтобы он знал, что следующий ваш вопрос адресован уже не ему, а другому студенту.
В шумном помещении не отходите от незрячего, не предупредив его об этом. При сильном шуме он может не заметить, что Вы отошли, и продолжать говорить в пустое пространство. А затем, обнаружив, что Вас нет, почувствует себя неловко. И соответственно предупреждайте, когда возвращаетесь, иначе незрячий будет думать, что Вы еще отсутствуете.
Поскольку многие слова и выражения, связанные со зрением, часто употребляются в значительно более широком смысле (например, «увидим» часто обозначает «Узнаем» и т.п.), незрячие так же активно используют их. В разговоре со слепыми пользуйтесь обычной (традиционной для зрячих) лексикой, не стоит говорить «пощупайте» или «потрогайте» вместо «посмотрите».
Зрячим в присутствии слепого нужно избегать объяснений друг с другом только с помощью мимики и жестов. Незрячий замечает это и чувствует себя исключенным из общения.
При встрече с незрячим не гадайте и не спрашивайте его, узнает ли он Вас, лучше после приветствия сразу представиться.
Помните, что специфичные трудности испытывают не только совершенно слепые, но и слабовидящие — люди, имеющие глубокие нарушения зрения, но не утратившие его полностью. Поэтому не удивляйтесь (а тем более не обижайтесь), если мимо, не поздоровавшись с Вами, прошел слабовидящий студент. Даже, если он посмотрел в Вашу сторону, совершенно не означает, что он Вас узнал.
Очень краткое резюме: преодолеть объективные трудности коммуникации студентам с глубокими нарушениями зрения поможет внимательное отношение к ним окружающих и адекватное понимание имеющихся у них ограничений и особенностей в данной сфере.