Пролог
Нет, речь не о песне. Вода — ведь это не просто H2O. Это что-то изменчивое, переливающееся, движущееся и, главное, успокаивающее, это мысли, чувства, ощущения. Они, мысли эти, разные: тихие или бурные, — ведь жизнь человека — это та же река, с ветром, шумом и умиротворением. И когда об этом задумаешься, начинаешь переживать вновь то, что уже давно прошло.
Ну вот, нахлынуло!
Часть I. «О Волга! Колыбель моя!..»
Родители мои (царство им небесное) были речниками, и я, можно уверенно сказать, родился на воде. До школы под ногами были палуба да трапы, а ощущения при падении на цепи весьма чувствительными и запоминающимися. Но когда посреди реки или у берега пахло изумительным борщом мамки-кокши, синяки и болячки казались несущественными. Навсегда сохранила память непередаваемое ощущение спокойствия и защищённости под ровный гул двигателя и песни папы-капитана, уверенно рулившего туда, куда надо. и конечно, таинственный плеск ночной реки. Вот с этого и началась моя история речных путешествий.
Часть II. «Всё перекаты…»
Каким-то, уже не помню, чудесным образом в руки мои попала резиновая лодка, тяжёлая, неповоротливая, медленная. Но она имела одно очень забавное свойство: умела плавать, и не факт, что недалеко. Уже потом были другие «резинки», но, самое главное, это плавсредство разбудило во мне то ли Робинзона, то ли Колумба. Чудные наши реки: Узола, Уста, Пьяна, Ветлуга, Керженец, Клязьма — в общем, все реки, до которых добрался мой «броненосец» или один, или в составе эскадры таких же безбашенных водоплавающих! Эти реки имели счастье быть пусть непокорёнными, зато пройденными. Иногда такие походы кончались правильно, но бывали и аварии, и крушения, и походно-природные катаклизмы. Однако как бы всё ни кончалось, утренняя прохлада, изумительная тишина, лопающиеся со вкусным звуком воздушные пузырьки на воде, звонкие капли воды с вёсел и горячие борта резиновой бригантины — всё это очищало душу от всего суетного, тяжёлого, пустого. Ну, и костёр, гитары, друзья, комары, поиски папоротника (ведь хотелось найти клад для более дальних путешествий).
Ну вот, так как-то и повелось…
Часть III. «На теплоходе музыка играет».
Свадьба — вообще-то крупное событие в начале семейной жизни, но больше запомнилась не она, а то обстоятельство, что, можно сказать прямо из загса, мы с супругой шагнули на палубу теплохода «Чайковский» и отправились в круизное путешествие по маршруту «Горький — Астрахань — Ростов — Горький». Путешествие было познавательным и трогательным. И с этого момента «история моего водного путешествия» превратилась в «историю нашего водного путешествия».
Уже много позже, оседлав многие реки и озёра не только родного края, но и России, вдруг ловишь себя на мысли , что «всё включено»превращает тебя в однозначного , заурядного «матрасника». Нет, комфорт, виды природы, предсказуемость дальнейших событий, профессиональная подача информации и спокойный анализ того, что есть, вполне устраивает, но чего-то стало не хватать. Захотелось большего.
Ну вот, губу разъело!..
Часть IV. «Никогда я не был на Босфоре».
А я был! Шагнул с малых и больших рек России в пролив, соединяющий Европу и Азию. Захотелось показать «цвет своего матраса» всему миру. Вначале это смешило, потом навевало грусть и, наконец, созрела мысль для практического исполнения. История продолжается. Куда бы нас судьба ни забрасывала, прогулка по воде была обязательной частью нашего путешествия. Я бегал с фотоаппаратом по палубам (запечатлеть хотелось всё, что видел), в путешествии по Нилу мы почти что ночевали на палубе (не хотелось спускаться в каюту), в плавании по Балтике я чувствовал себя капитаном, пытаясь разобраться в многочисленных поворотах, зигзагах, лабиринтах архипелага островов, на любом корабле, если это было возможно, совал нос в рубку и в машинное отделение. А дома путешествие продолжалось по фотографиям и воспоминаниям.
Эпилог
Реки, озёра, моря, океаны! Вы стали частью нашей жизни! Сколько ещё неизведанного! Но, как в песне поётся: «Не надо печалиться!.. Жизнь продолжается!..»
Автор: Александр Бутенко.