Светлана Мурза представляет туристическую практику, благодаря которой люди с особенностями здоровья могут познакомиться с Театральным закулисьем. Практику организует проект ТЕАТРБЕЗГРАНИЦ совместно с профессиональными театрами Санкт-Петербурга.
Светлана Мурза представляет туристическую практику, благодаря которой люди с особенностями здоровья могут познакомиться с Театральным закулисьем. Практику организует проект ТЕАТРБЕЗГРАНИЦ совместно с профессиональными театрами Санкт-Петербурга.
Театральное закулисье – это место, где нечасто бывает обычный зритель. А люди с особенностями здоровья вообще редко попадают туда, где происходит подготовка спектаклей.
Проект ТЕАТРБЕЗГРАНИЦ разработал несколько театральных экскурсий для малых групп людей с особенностями здоровья.
«Острые углы окружности» в трех частях — это три разных прогулки по улицам самого туристического города России до театра «Особняк», где на сцене уже готовы для осмотра декорации трех спектаклей. Во время прогулок разные на ощупь поверхности домов Петроградской стороны и окрестностей, а также запахи и шумы оживленного Каменноостровского проспекта и реки Карповки, рассказывают об эстетике конструктивизма и модерна (театрального и архитектурного), а экскурсовод читает стихи Бродского и рассказывает истории любви Мейерхольда и Райх, Петрова-Водкина и его французской жены.
В театре группа встречается с актерами одного из трех спектаклей (того, которой идет в этот день). Участники экскурсии могут зайти на сцену и тактильно осмотреть декорацию и бутафорию. А слабовидящие даже почувствуют, что такое стоять в ярком свете прожектора.
Экскурсии по закулисью уже проводятся в Театре Эстрады имени Аркадия Райкина (в историческом здании в самом центре города, в его «золотом треугольнике») и готовятся к запуску в Театре на Литейном (также занимающем историческое здание).
Во время экскурсий по закулисью главное внимание уделяется театральным профессиям – гримерам (с посещением грим.цеха, где участники группы примеряют парики исторических и сказочных персонажей), костюмерам (в костюмерной о специфике подготовки театральных костюмов рассказывается с демонстрацией тканей – от гладкого шелка до тяжелого бархата), бутафорам (самые интересные впечатления в реквизиторском цехе — несоответствие предмета и его веса: театральный меч гораздо легче, чем его боевой аналог).
Конечно, во время экскурсий по закулисью экскурсовод обращает внимание на те театральные шумы, которые звучат во время посещения группой театра. Это могут быть переговоры монтировщиков, распевка актеров, синхронный танцевальный топот. Шум в рабочих пространствах театра становится поводом поговорить о других театральных профессиях.
Целевая аудитория экскурсий самая широкая – от детей до взрослых. Причем, поскольку экскурсии наполнены человеческими историями и действиями непосредственно экскурсантов, интерес к ним проявляют даже те, кто не практикует в своей обычной жизни походы в театры.
Тифлоспецифика
Театральные экскурсии позволяют незрячим и слабовидящим хотя бы частично избавится от естественных опасений и сомнений перед походом в театр, которые неизбежно возникает даже в случаях, если театры проводят спектакли с тифлокомментированием. С их помощью увеличивается количественно и растет качественно зрительская аудитория незрячих и слабовидящих. А, кроме того, при регулярном проведении экскурсий происходит не только знакомство незрячих и слабовидящих с теорией и практикой театрального искусства, но и взаимовлияние разных человеческих сообществ – сотрудников театра и незрячих и слабовидящих экскурсантов. Таким образом, минимально решается практическая задача — сотрудники театра естественно и более тщательно готовятся к встрече зрителей с особыми потребностями, а максимально, достигается важная цель проекта ТЕАТРБЕЗГРАНИЦ – увеличивается общая толерантность и гуманистическая составляющая общества.
Целевая аудитория
Принцип работы проекта ТЕАТРБЕЗГРАНИЦ – возможность дать людям с особенностями здоровья право выбора вариантов собственного досуга. Поэтому экскурсии рассчитаны на разных по возрасту и физическому состоянию экскурсантов. Есть варианты и для тех, кто может совершить прогулку, и для тех, для кого затруднительны пешие перемещения по городу. Цикл экскурсий по закулисью имеет ограничение 8+, цикл «Острые углы окружности» 14+.
История возникновения и развития практики, опыт ее применения.
Проект ТЕАТРБЕЗГРАНИЦ возник три с половиной года назад с работы над подготовкой переводов спектаклей профессиональных театров на русский жестовый язык. После того, как на практике была доказана востребованность проекта, к спектаклям прибавились экскурсии с переводом на РЖЯ (для проекта принципиально, чтобы и спектакли, и экскурсии шли в смешанной аудитории – как обычных людей, так и зрителей и экскурсантов с ограничениями здоровья). На экскурсии по закулисью в Петербург приезжали небольшие группы из Москвы и Мурманска. После того, как работа проекта была масштабирована – к спектаклям с переводом на РЖЯ прибавились спектакли с тифлокомментированием, показалось естественным включить в число экскурсантов незрячих и слабовидящих. Используя уже имеющийся опыт экскурсий, были разработаны специальные программы, учитывающие особенности и пожелания новой целевой аудитории проекта. После того, как экскурсии для незрячих и слабовидящих станут столь же привычной практикой как и экскурсии с переводом на РЖЯ, а информация о новом виде просветительской, познавательной и развлекательной активности распространится по российскому сообществу незрячих и слабовидящих (будет отлажена работа с ВОС, профильными интернет-сообществами и т.д.), а, кроме того, будут сняты ограничения, связанные с пандемией коронавируса, планируется использовать туристический потенциал Санкт-Петербурга и проводить экскурсии для иностранных туристов с особенностями зрения (один из тифлокомментаторов проекта владеет английским и французским языками).
Возможности участия в практике
Организаторы проекта ТЕАТРБЕЗГРАНИЦ готовы организовывать для людей с ограничениями зрения как театральные экскурсии, так и походы в театры (на спектакли с тифлокомментированием). Театры стараются использовать все свои возможности, чтобы сделать эти мероприятия максимально комфортными не только в этическом, но и в материальном плане. Чаще всего билеты для людей с особенностями здоровья – льготные.
График спектаклей, которые будут идти в том или ином петербургском театре с тифлокомментированием или переводом на РЖЯ, определяется за два месяца. Специалисты проекта ТЕАТРБЕЗГРАНИЦ готовы высылать его всем заинтересованным институциям и организациям. Переговоры о том, какая экскурсия в каком театре предпочтительнее для конкретной иногородней группы (или туриста), лучше начинать за две-три недели до планируемой даты.
Со всеми вопросами и предложениями можно писать непосредственно руководителю проекта.
Светлана Мурза, руководитель проекта ТЕАТРБЕЗГРАНИЦ, преподаватель Российского государственного института сценических искусств, театровед, театральный критик, сценарист, продюсер, журналист, экскурсовод, тифлокомментатор высшей категории:
- Почта: murza_s@mail.ru
- Телефон: +7-921-916-76-61.
Справочная информация
Эта туристическая практика прислана в качестве заявки на участие в Фестивале «Туризм без границ», который организуется Нижегородским областным центром реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» в рамках проекта «Место встречи – Нижний Новгород» при поддержке Фонда президентских грантов.
Основные цели фестиваля: способствовать распространению опыта российских НКО в сфере доступного для инвалидов по зрению туризма, популяризировать реабилитационные возможности туризма, расширить представления о доступных и интересных для незрячих и слабовидящих туристов объектах и активностях.