Вы находитесь здесь: Главная НОВОСТИ Конкурс "История одного путешествия" «Золотые яблоки солнца»

«Золотые яблоки солнца»

Жомини
Жомини

Этот рассказ был представлен на конкурс творческих работ «История одного путешествия».

 * * *

Популярные в последнее время среди людей с ОВЗ по зрению виртуальные путешествия, когда, не сходя с места, можно «посетить» самые сокровенные, самые удаленные и экзотические уголки Земного шара, — вещь, безусловно, приятная и даже полезная.

С одной стороны: никаких тебе хлопот, забот и треволнений. Гарантия безопасности – стопроцентная. Затраты – практически нулевые. С другой стороны, преференций – хоть отбавляй. Тут тебе и расширение кругозора с повышением эрудиции. И развитие воображения. И полноценный отдых без лишнего напряжения. И просто отличное времяпрепровождение в компании единомышленников. Чего проще? Включил аудиогид – расслабься и получай удовольствие.

Однако даже самый продуманный маршрут, не будучи пройденным, так и останется всего лишь гипотетической возможностью. И никакой эффект присутствия не заменит самого присутствия, подобно тому, как ничто не заменит мяса в колбасе. Суррогат, как хорошо, как комфортно его ни обставь, все равно останется подделкой.

Люблю путешествовать. Все равно как и куда. С рюкзаком и палаткой на речку в пригороде. По речке – на байдарке. Автобусом – по достопримечательностям родного края. Поездом – в другой город. Или, наконец, самолетом – в другое царство-государство. Главное – чувствовать, что ты не стоишь на месте, что куда-то движешься. Новая информация, новые ощущения. Новые места, новые люди (как вариант: старые, любимые места, старые, проверенные временем, но отдаленные от тебя расстоянием друзья). Как сказала одна моя знакомая: должна быть движуха. Целиком и полностью с нею согласен.

Путешествие, о котором хочу рассказать, не сулило ровным счетом ничего необычного. Заурядная экскурсионная поездка на юг Нижегородской области – в аграрный Гагинский район. Думалось, просто хорошо проведу время на свежем воздухе в приятной компании знакомых и незнакомых людей. На деле увеселительная прогулка обернулась не только приобщением к секретам сельского хозяйства и дарам природы, но и глубоким погружением в недра родной истории. В частности, знакомством с загадочным бароном Жомини.

Гагинский район не является туристической Меккой. Знатоки истории и культуры родного Нижегородского края едва ли назовут его среди мест, обязательных для посещения. И… будут неправы. Потому что, как минимум, два пункта на его территории заслуживают самого пристального их внимания.

Первый – музей-усадьба Пашковых, на территории которой расположены величественные и зловещие руины родового замка. Уникальное это сооружение без особых потерь пережило революцию, гражданскую и Великую отечественную войну, годы застоя, когда не очень-то пеклись о памятниках архитектуры и истории. И было варварски уничтожено в лихие девяностые – предположительно в результате бандитских разборок. В ту пору представители различных ветвей властных и криминальных структур активно боролись за любую недвижимость – в том числе и такие вот, дворянские гнезда, внезапно оказавшиеся бесхозными. В итоге в здании вспыхнул пожар, и чудесный замок, строившийся почти полвека, был уничтожен за считанные часы. Виновных ищут до сих пор.

Замок Пашковых. Руины.

И какой, закономерно спросите вы, интерес могут представлять эти графские – пусть даже весьма живописные – развалины для туристов, тем более, для людей слабовидящих или же вовсе незрячих?

Хотите верьте, хотите нет, но – огромный. Одно дело – просто услышать рассказ об утраченном шедевре архитектуры. И совсем другое – потрогать руками оплавленную жаром кирпичную кладку стен (было ощущение, что запах гари не выветрился за миновавшую со дня пожара четверть века), подержать в ладонях уцелевшие предметы обстановки, ощутить под ногами мощёную парковую дорожку, вдохнуть сырость отрытых и отреставрированных винных погребов, наконец, подобрать с земли жёлудь, оброненный двухсотлетним дубом. И еще многое, многое другое.

Разумеется, внутрь здания нас не пустили – по соображениям элементарной безопасности. Однако даже внешний тактильный «осмотр» стен позволил получить представление о том, сколь грандиозным и величественным был этот трехэтажный, состоящий из доброй сотни комнат и залов замок, который сами Пашковы несколько пренебрежительно называли «лесной дачей».

Однако вернемся к нашему барону. Следующим пунктом визита стала расположенная неподалеку усадьба Жомини. Анри или же, на русский манер, Генрих Вениаминович Жомини — швейцарец по происхождению поступил на службу в наполеоновскую армию, где дослужился до чина бригадного генерала и был удостоен титула барона. Он принял участие в нескольких кампаниях – в том числе в войне 1812 года на стороне французов. Именно он, по сути, спас императору жизнь, отыскав брод на реке Березине и направив по нему отступающую армию.

Будучи отмечен и обласкан наполеоновскими милостями, Жомини, тем не менее, в 1813 году добровольно перешел на сторону России, которой потом верой и правдой служил не один десяток лет (барон прожил долгую жизнь и умер в возрасте 90 лет).

Одним из первых знаков внимания со стороны русского государя стало пожалование барону-инсургенту имения, расположенного на территории нынешнего Гагинского района. Здесь в 1813 году на высоком берегу реки Пьяны был построен двухэтажный каменный особняк.

Усадьба Жомини.

Дом, разумеется, уступает по масштабу замку Пашковых – всего-то 25 комнат, однако удачное расположение (с резного балкона открывается прекрасный вид на парк и реку), затейливая внешняя отделка и, главное, более ранняя – на полвека с лишним – дата появления на свет делают его не менее уникальным сооружением. К тому же прекрасно сохранившимся до наших дней.

К сожалению, и на этот раз нам не удалось попасть внутрь. Правда, уже по другой причине. Дело в том, что в свое время особняк был выкуплен и теперь является частным владением.

Зато мы смогли посетить своего рода музей под открытым небом, посвященный культуре и быту местного населения: была тут и избушка старушки-травницы с русской печью и развешанными по всем углам засушенными образцами местной флоры, был и самый настоящий деревенский шинок, в котором нам предложили продегустировать не только мед с местной пасеки, но и настоенные на этом меду довольно крепкие хмельные напитки – также местного производства. К сожалению, не удалось попробовать знаменитого местного вина, поскольку урожай с баронского виноградника, насчитывающего более трехсот лоз, в минувшем году пропал из-за ранних заморозков, а нынешний еще не поспел.

Помимо южной экзотики имелся на территории усадьбы и вполне традиционный яблочный сад. Причем яблок в нем оказалось столько, что хватило бы прокормить население небольшого города. Наш гид Галина Александровна сообщила, что работники музея по мере сил стараются собирать урожай, однако большая его часть все равно пропадает, и предложила экскурсантам принять посильное участие в спасении, т. е. сборе и последующем поедании душистых румяных плодов. На что многие (и автор этих строк в том числе) с готовностью откликнулись.

Усадьба Жомини. Фруктовый сад.

Стоит отметить, что 2018 год ознаменовался рекордным урожаем яблок. Деревья буквально рушились под тяжестью плодов. И моя квартира была в прямом смысле завалена дарами собственных садов-огородов. Каково же было мое удивление, когда мои дети, которые и смотреть уже на яблоки не могли, набросились на ароматные «сувениры» из баронского сада, будто ничего слаще морковки не пробовали, и только что на аптечных весах их не взвешивали, чтобы разделить по-честному.

Впрочем, вернемся в усадьбу барона. Согласно одной из местных легенд, в некий прекрасный момент барон Жомини надумал пригласить в гости своего соседа – большеболдинского барина по фамилии Пушкин, чье имение, говорят, можно увидеть в хорошую погоду с одной из здешних высот. И пригласил. А чуть позже в одном из черновых вариантов «Евгения Онегина» Александр Сергеевич в свойственной ему иронической манере упомянул хлебосольного барона. Жомини вообще везло на упоминания в русской поэзии – задолго до Пушкина его имя в своих стихах помянули всуе Денис Давыдов и Петр Вяземский.

Так вот, в память о визите Александра Сергеевича (подлинность события не установлена, но почему бы и нет?) сотрудники музея создали на территории парка настоящую поляну сказок, где в виде скульптур представлены знакомые всем и каждому с детства герои: от рыбака и рыбки до сидящей на ветвях русалки. Все мы родом из детства – стоит ли удивляться, что гости не упустили случая пообниматься и пофотографироваться с этими персонажами?

Еще в этом удивительном парке имелся рукотворный, выкопанный по распоряжению барона пруд. И тенистая лиственничная аллея, высаженная не только для красоты, но и для защиты виноградных лоз и фруктовых деревьев от пронизывающих северных ветров.

Кульминацией экскурсии стала прогулка по длинному подвесному мосту, соединившему два берега прорезающего поместье и уходящего к Пьяне оврага. Далеко не все экскурсанты решились ступить на это шаткое, ненадежное с виду сооружение. Зато те, кто все-таки отважился, наверняка надолго сохранят в памяти ощущение десятиметровой пропасти и зыбкой условности опоры под ногами.

Усадьба Жомини. Подвесной мост.

Эта поездка имела неожиданное и лично для меня очень приятное продолжение. Вместе со вкусом и запахом медовых гагинских яблок моя четырнадцатилетняя дочь впитала и мои рассказы о дворянских гнездах, а также о связи нашей маленькой местной истории с великой историей России и общемировой историей в целом. Пробудившийся таким образом интерес к краеведению привел к тому, что на случившемся через полгода заседании Научного общества учащихся (НОУ) дочь представила и защитила свою работу под названием ««Вести ученый разговор об генерале Жомини…»: личность Антуана-Анри Генриха Жомини на службе Отечеству». При этом одержала победу в своей номинации и не вышла в следующий этап лишь по возрастным ограничениям. На город брали с девятого класса, а дочь училась в восьмом. Зато был приобретен бесценный опыт, который наверняка пригодится в новом учебном году.

Автор: Дмитрий Померанцев.