Если вы считаете, что экскурсии в художественном музее для незрячих посетителей – пустая трата времени, поскольку все равно ничего не видно, значит вы просто не были на экскурсии с тифлокомментарием и экскурсоводом, который влюблен в свою работу и искусство!
Если вы считаете, что экскурсии в художественном музее для незрячих посетителей – пустая трата времени, поскольку все равно ничего не видно, значит вы просто не были на экскурсии с тифлокомментарием и экскурсоводом, который влюблен в свою работу и искусство!
Именно в Нижегородском художественном музее можно увидеть Одно из самых масштабных живописных полотен России — картина великого русского художника Константина Егоровича Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам». Картина, размер полотна которой 7 на 6 метров, размещена в специально выстроенном помещении, примыкающем к Дому Д. В. Сироткина.
Картина представляет из себя многолюдную сцену. Ранним утром на Торговую площадь Нижнего посада собрались все жители Нижнего Новгорода. В самом центре виден земский староста Кузьма Минин, который призывает сограждан отдать имущество и деньги на благо ополчения, которое было создано для того, чтобы освободить Московское государство от иноземных захватчиков. По своему размаху данная работа является самым большим станковым полотном в России.
Помимо Минина, на картине изображено более ста портретных персонажей.
Убогий нищий, с костылем под мышкой, срывает со своей шеи крест, и лицо его взволнованно, бледно. Здоровенный мясник, засучив рукава рубахи, готов хоть сейчас бить поляков, мускулы голых рук напряжены, лицо зверски свирепо.
Белоголовая девчоночка, держась сзади за шубейку матери, несущей к бочке свои платья, улыбается блеску кубков и братин, лежащих на земле. Отовсюду тащат яркие платья, ларцы, посуду из серебра; штоф, парча, шелк валяются кучами под ногами людей.
Незрячие нижегородцы в ночь музеев не остались в стороне от искусства. Одной только картине Маковского была посвящена целая часовая экскурсия, во время которой посетители узнали об истории создания картины, о способах ее транспортировки и конечно познакомились с сюжетом полотна. Неоценимую помощь оказали им в этом экскурсовод Евгения Чистякова и тифлокомментарий, специально подготовленный Верой Трубниковой.
Что касается масштабов полотна, то его экскурсанты оценили не только по впечатляющим цифрам (шутка ли – картина высотой почти с трехэтажный дом! Для ее написания художнику пришлось сконструировать специальную вагонетку, которая перемещалась по закрепленному перед холстом рельсу), но и по размерам выстроенного для нее зала. Размеры помещения помогли оценить эхо собственных шагов и голос экскурсовода.
По завершении экскурсии незрячим экскурсантам была предоставлена возможность внимательно изучить предметы быта и одежды семнадцатого века. Большой интерес вызвали яркие, расшитые бусинами и паетками кокошники, а также резная деревянная шкатулка для хранения ценных вещей и денег.
А часом раньше та же группа побывала на экскурсии, посвященной западноевропейскому искусству. Шедевры мировой живописи были представлены в том же музее, в здании дома Сироткина.
Началась экскурсия с картины «Апостол Иаков Старший» художника Доминикоса Теотокопулоса, которого весь мир знает под именем Эль Греко. Было очень необычно и удивительно находиться рядом с произведением искусства, созданным более четырехсот лет назад.
Благодаря рассказу экскурсовода посетители узнали, что одна из главных жемчужин музея – картина Пьера-Огюста Ренуара «Женщина, смотрящая на птичку» — это всего лишь половина полотна, что сидящая на траве девушка на самом деле смотрела вовсе не на птичку, а на стоявшую напротив нее другую девушку, которую, впрочем, художник писал с той же натурщицы – своей музы и возлюбленной. Таким образом как бы получалось, что героиня полотна любовалась сама собой. Впоследствии при распродаже имущества владельца картины полотно разрезали на две части и вторая половина пропала. Птичку, конечно, жаль, первоначальную картину тоже, но получилось в результате совершенно новое оригинальное произведение.
Особенно экскурсантов взволновал рассказ о судьбе итальянской художницы Элизабетты Сирани. В коллекции музея представлен ее автопортрет, на котором художница запечатлила себя и двух своих сестер. Элизабетта Сирани много трудилась, чтобы прокормить семью: отец отошёл от живописи, изувеченный артрозом и подагрой, так что ей пришлось возглавить мастерскую, где её помощницами выступали сестры Барбара и Анна Мария.
Её работы славились не только в Болонье, но во Флоренции и Риме, среди ценителей её живописи был Козимо III Медичи.
В 1660 году она открыла школу живописи для женщин, в том же году была принята в Академию Святого Луки в Риме. Любила музыку, играла на лире, пела, писала стихи.
Умерла в возрасте 27 лет от прободной язвы (хотя по городу ходили слухи, будто её отравила служанка Лючия Толомелли).
Трагическая судьба этой незаурядной женщины никого не могла оставить равнодушным: светлый образ прекрасной итальянки как живой возник перед глазами экскурсантов, чему в немалой степени поспособствовали рассказ сотрудницы музея и тифлокомментарий к автопортрету.
Чудеса визуализации в этот день не закончились. Так, на картине Карла Генриха Блоха «В римской остерии» каждая деталь была выписана с таким тщанием, что складки скатерти хотелось потрогать руками, а жужжащих над столом мух – прихлопнуть.
Приезжайте в Нижний Новгород и обязательно посетите наш художественный музей!
Экскурсия организована Нижегородским областным центром реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» в рамках социального проекта «Место встречи- Нижний Новгород» при поддержке фонда президентских грантов.