Вы находитесь здесь: Главная Программа "Мир без границ" От Марфы Посадницы до царя Гороха

От Марфы Посадницы до царя Гороха

ot marfy posadnicy do carya goroha

От Марфы Посадницы до царя Гороха

От Марфы Посадницы до царя Гороха

В субботу 31 марта 2018 года группа нижегородских туристов – инвалидов по зрению I и II группы посетила самый близкий к волжской столице населенный пункт Владимирской области – город Гороховец.

Гороховец — древний русский город (на полвека с лишним старше Нижнего Новгорода) получил свое название не то от таинственной горы, в которой некогда нечто укрыли или сховали, не то действительно от гороха – весьма популярной у местных жителей огородной культуры, чей зеленый стручок с легкой руки царицы Екатерины II был увековечен на гербе сего населенного пункта. Местные жители с легкостью соглашаются на обе версии, тем более, что до недавних пор это была далеко не самая главная головная боль гороховчан. С закрытием большинства предприятий – в том числе и градообразующего судоремонтного завода город оказался фактически на грани вымирания. Из 13 тысяч жителей, установленных последней переписью, здесь проживают от силы две трети. Остальные разъехались на заработки – в т. ч. в соседние Нижний и Москву.

И тут, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Промышленный крах привел к экологическому ренессансу. Гороховец, и прежде на природу не жаловавшийся, буквально утонул в зелени и цветах, что в совокупности с практически полностью сохранившимся деревянным и каменным архитектурным ансамблем XVII века привело к созданию уникальной атмосферы, на которую и обратили свое благосклонное внимание эксперты ЮНЕСКО. В результате этот крошечный, ничем ранее не примечательный городок третьим из представителей Владимирской области – вслед за, собственно, Владимиром и Суздалем попал под защиту этой могущественной организации.

В хорошо сохранившихся исторических зданиях города – купеческих особняках и домах зажиточных крестьян было открыто сразу несколько музеев, и буквально за считанные месяцы заштатный провинциальный населенный пункт, точно Золушка, превратился в новую туристическую Мекку.

 

От Марфы Посадницы до царя Гороха

Визит нижегородцев начался с обзорной экскурсии по городу с посещением мужского монастыря и легендарной возвышенности, которая по преданию сыграла важную роль при обороне местной деревянной крепости от монгольского нашествия, а ныне ежегодно привечает фестиваль бардовской песни.

Затем группа посетила музей-усадьбу Ершова – Сапожникова. Оба прежних владельца этого трехэтажного каменного особняка были зажиточными купцами, прославившимися в том числе и своей благотворительностью. В частности, более половины из десяти имеющихся в городе храмов были построены на их средства. Кстати, ни одна из церковных построек Гороховца не была разрушена в годы советской власти – случай уникальный.

Гости из Нижнего с интересом выслушали подробный рассказ гидов об истории города и описание окружающей их обстановки. Учитывая специфику восприятия своих посетителей, работники музея стремились максимально визуализировать экскурсию. Многие экспонаты, значительную часть которых составляли подлинные предметы обстановки дома, собранные благодаря помощи потомков купеческих династий, можно было потрогать руками.

От Марфы Посадницы до царя Гороха

Из купеческой усадьбы экскурсанты переместились в музей «Марфа Посадница», посвященный истории развития местной судостроительной промышленности. Столь необычным названием музей был обязан не столько легендарной боярыне Марфе Борецкой, со времен Карамзина считающейся у нас символом новгородских вольностей, сколько названной в ее честь нефтеналивной барже – первому из трех судов типа «река – море», созданных руками гороховецких умельцев-котельников с помощью уникальной технологии горячей клепки. Судно, чья длина составляла более ста метров, спускалось на воду в реке Клязьма в период половодья, и затем через Оку переправлялось в Волгу, а оттуда – в Каспийское море, к богатым нефтью берегам нынешнего Азербайджана.

Самое удивительное, что причиной снятия данного типа барж с производства оказалась извилистость русла и, соответственно, плохая проходимость не Клязьмы, которая век назад во время разлива была вполне судоходной, но Оки.

От Марфы Посадницы до царя Гороха

Последним пунктом визита стал музей народных ремесел «Терем царя Гороха», где посетителей ждало театрализованное представление с дегустацией гороховой каши, а также знакомство с различными изделиями местных мастеров народных художественных промыслов и мастер-класс по боди-арту с использованием традиционной народной косметики – вареной свеклы в качестве помады и румян и угля в роли карандаша для бровей и туши для ресниц. Подытожила поездку фотосессия с участием самого царя Гороха и веселых скоморохов и старинная русская игра в ручеек во дворе терема, который и вправду оказался теремом – построенным более 200 лет назад домом богатого гороховецкого крестьянина.

От Марфы Посадницы до царя Гороха

Единственное, о чем гости не решились спросить хлебосольных хозяев, был загадочный адрес резиденции царя Гороха. На прикрепленной к терему табличке значилось: «Ул. Московская (бывшая Нижегородская)». Чем объяснялось переименование: то ли чем-то сильно насолили гороховчанам соседи с Волги, то ли в связи с новым статусом города под охраной ЮНЕСКО просто не по чину им стало поминать каких-то волгарей — требовались более солидные ассоциации — столичные, так и осталось тайной. Благодарные гости из Нижнего на сей счет предпочли остаться в неведении.

Автор текста: Дмитрий Померанцев.

Справочная информация

Мероприятие организовано в рамках социального проекта «Грани самостоятельности», который реализуется Нижегородским областным центром реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» при поддержке благотворительного фонда КАФ в рамках программы «Создавая возможности».

Проект стартовал в июне 2017 года. Он включает комплекс мероприятий, направленных на повышение самостоятельности инвалидов по зрению и охватывающих три тесно взаимосвязанных грани: психологическую готовность к повседневной самостоятельности, самостоятельное передвижение в пространстве, адекватное внешнее самопредставление в социальной среде.