Вы находитесь здесь: Главная НОВОСТИ Программа "Мир без границ" Питерские хроники

Питерские хроники

piterskie hroniki
piterskie hroniki

Питерские хроники

Питерские хроники

С 21 по 25 сентября 2016 года в городе Санкт-Петербурге побывала не совсем обычная туристическая группа. Дело в том, что все ее участники – двадцать пять жителей Нижнего Новгорода и области в возрасте от 18 до 78 лет – являлись инвалидами по зрению первой и второй группы. О том, насколько удачным оказался этот своеобразный социальный эксперимент, мы предлагаем вам судить по приведенным ниже заметкам одного из участников поездки.

Словосочетание «доступная среда», нежнейшей музыкой ласкающее слух тех из нас, чьи возможности, увы, ограничены, до самых недавних пор оставалось прекрасной, однако не более, чем гипотетической возможностью, если не сказать – пустым звуком. И если в рамках собственного жилища инвалид мог позволить себе создать комфортные для себя условия обитания, то стоило ему очутиться на улице, и ситуация радикальным образом менялась. Причем совсем не в лучшую сторону. А уж если возникала необходимость посетить то или иное учреждение, да еще и воспользоваться при этом услугами общественного транспорта, как человек в очередной раз натыкался на границы своих возможностей.

И дело тут не в пресловутом человеческом факторе: и сотрудники организаций, и работники транспорта с готовностью приходили на выручку попавшему в затруднение посетителю или пассажиру. Не была готова сама система, и добровольные помощники зачастую просто не знали, чем и как они могут помочь.

Питерские хроники

Тем неожиданней и удивительней было предложение группе нижегородцев с ограниченными возможностями по зрению посетить с экскурсией город Санкт-Петербург. Культурный туризм, в отличие от, скажем, пляжного и для полностью здоровых людей подчас оказывается нелегким испытанием, поскольку требует повышенной выносливости, мобильности и максимальной способности к восприятию внешней информации. Будущим паломникам в северную столицу пришлось сделать над собой немалые усилия, чтобы преодолеть внутренние сомнения вроде вопроса: «Стоит ли ехать в этакую даль, чтобы посетить музеи, экспонаты которых я толком не разгляжу, а то и вовсе не увижу?».

Забегая вперед, скажу, что эксперимент полностью и блестяще удался. По крайней мере, у автора этих строк, инвалида по зрению первой группы, по итогам поездки осталось ощущение, будто побывал на другой планете – в мире, где действуют иные физические законы, и где то, что вызывало затруднение в родном городе, не становилось непреодолимым препятствием для получения новых, ярких и – безо всякого преувеличения – красочных впечатлений. Взять хотя бы те же музеи.

Питерские хроники

Встречавшие нас на пороге экскурсоводы не охали и не разводили руками, не вздыхали сочувственно, приговаривая: «Да как же вы так, сердешные?» или «Да чем же вам помочь-то?», но просто четко и профессионально выполняли свою работу. Вели группу по залам, останавливаясь у наиболее значительных экспонатов и делая акцент на внешнем описании, используя при этом сравнения, доступные даже для полностью незрячих. Но главный упор делался на возможности тактильного ознакомления с экспонатами. В случае невозможности последнего в виду особой ценности предметов или их физической недоступности (к примеру, лепнина на потолке), экскурсантам предлагались для изучения аутентичные копии, сделанные из аналогичных или похожих материалов. Практически во всех посещенных музеях имелся макет самого здания – в некоторых, как например, в Исаакиевском соборе – даже разборный, чтобы, сняв крышу, можно было ознакомиться и с особенностями внутренней архитектуры.

Кстати, именно в Исаакии мы впервые обнаружили, что по сравнению с другими туристами имеем даже некоторое преимущество. В частности, экскурсоводам не пришлось объяснять, что знаменитые колонны, кажущиеся другим посетителям высеченными из цельных малахитовых глыб, на самом деле состоят из плотно подогнанных друг к другу пластинок. Для того, кто имел дело с азбукой Брайля, обнаружить паутинный узор тонких зазоров между чешуйками камня – задача несерьезная.

Возможность тактильного знакомства с экспонатами стала еще одним конкурентным преимуществом нашей не совсем обычной группы. Многие ли гости Северной столицы или даже ее коренные жители могут похвастать тем, что собственноручно изучили рельеф уникальных мозаичных икон одного из самых крупных в мире соборов?

Не раз и не два нашим путешественникам довелось ощутить на себе завистливые взгляды других посетителей после того, как им в виде исключения позволялось присесть на кушетку эпохи Павла I или примерить его венчальную корону. И не беда, что кушетка была всего лишь копией, с ювелирной точностью восстановленной реставраторами, поскольку оригинал был варварски уничтожен или похищен нацистами в годы оккупации, и что корона была изготовлена из обычной стали, а бриллианты и самоцветы – из стекла и пластика, поскольку подлинник с незапамятных времен хранится в музее Московского Кремля. Чувство полного погружения в историю и атмосферного в ней растворения от этого нисколько не страдало.

Рутинный и, казалось бы, из одной вежливости предпринятый визит в Центральную санкт-петербургскую библиотеку для незрячих совершенно неожиданным образом обернулся для нас настоящей обзорной экскурсией по городу. Поскольку служители книжного храма приготовили для гостей не только масштабную рельефную карту центральной части своего города со всеми ее улицами, реками и каналами, но и макеты практически всех исторических зданий, составляющих неподражаемый архитектурный ансамбль. Знакомство с последними сопровождалось подробнейшей лекцией: кто, зачем, когда и как построил, какие трудности и перепитии довелось пережить тому или иному сооружению, и в каком виде и статусе оно пребывает в настоящее время.

Еще одна обзорная экскурсия состоялась у группы буквально накануне похода в библиотеку. Причем была она речной и проходила… ночью. Побывать в Питере и не поприсутствовать при разводе мостов через Неву – все равно, что никуда не ездить. Наблюдать же за этим увлекательным процессом с воды – удовольствие несравнимо большее. Резкая контрастная подсветка зданий на набережных и самих мостовых пролетов сделала это зрелище наглядным и незабываемым даже для тех из нас, чей остаток зрения не позволил бы насладиться им при свете дня.

Небольшим, но весьма приятным сюрпризом стала организация питания группы. Из-за большой удаленности включенных в программу тура объектов обеды каждый раз проходили в новом месте – от ультрасовременного интерактивного кафе – до уютной харчевни, выдержанной в том или ином национальном стиле. Таким образом не только интерьеры и внутренней убранство заведений, но и предложенные меню порадовали не только высоким качеством, но и разнообразием.

Питерские хроники

Особенно теплые слова хочется сказать в адрес куратора нашей группы – Елены Львовны Голиковой, человека замечательных не только профессиональных, но и душевных свойств. За все время нашего общения она ни разу не дала понять, что нынешняя ее группа хоть в чем-то (исключая разве что повышенную любознательность) отличается от предыдущих, но при этом тонко и деликатно учитывала специфику, ненавязчивыми подсказками и комментариями облегчая своим подопечным передвижение и восприятие материалов экскурсий, не забывая при этом щедро делиться своими поистине энциклопедическими познаниями.

Главным же украшением нашего паломничества, его безусловным гвоздем стал поход на пришвартованную к Васильевскому острову подводную лодку «С-189» — последнюю на территории Российской Федерации из 215-ти советских средних дизель-электрических торпедных субмарин проекта 613 – самого массового типа лодок, построенных после Великой Отечественной войны. Возможно особенному отношению к данной экскурсии поспособствовал тот факт, что изначально в план поездки она не входила и явилась чистой воды импровизацией, предпринятой по инициативе самых юных участников путешествия.

Питерские хроники

Из-за плотного графика нашего тура, мы пришли почти к самому концу рабочего дня плавучего музея. Однако от перспективы очутиться перед закрытыми дверьми, то есть поднятым трапом и задраенными люками нас спасли уникальные навыки живого человеческого общения, обнаружившиеся у ряда наших товарищей. И в результате устной договоренности с экипажем боевой субмарины наша неофициальная экскурсия продлилась на порядок дольше официальной, причем тщательнейшему осмотру и изучению подверглись решительно все отсеки корабля и все оборудование и принадлежности, включая торпедные аппараты и глубоководные костюмы для аварийного всплытия. Помимо общего впечатления от экскурсии мы получили еще и массу любопытных и даже полезных сведений, которыми наш экскурсовод – в прошлом сам офицер-подводник охотно с нами поделился. К примеру, способ длительного хранения хлебобулочных изделий. Для того, чтобы на протяжении долгих месяцев боевого дежурства экипаж всегда питался свежим хлебом, его )хлеб, разумеется, а не экипаж) предварительно пропитывали спиртом и упаковывали в целлофан. Затем его просто разогревали на плите, спирт испарялся, и не потерявший своих вкусовых и энергетических свойств продукт, был готов к употреблению.

Продолжая военную тематику, хочу отметить, что одним из самых первых и самых сильных впечатлений от знакомства с городом на Неве стал для нас полуденный выстрел пушки Петропавловской крепости. Как пояснила нам позже наш добрый гид Елена Львовна, нам в известном смысле повезло, ибо присутствовали мы при достаточно редком событии синхронном – залпе сразу двух пушек. Признаюсь, какого-то особого душевного подъема по этому поводу не испытал, поскольку остаток экскурсии провел на ватных ногах и вслушивался в слова экскурсовода как бы сквозь вату. Зато уж саму Петропавловскую крепость с ее пушками, равелинами и многометровыми стенами теперь забуду точно не скоро.

Питерские хроники

Если вкратце суммировать впечатления и подвести итоги нашей поездки, то в сухом остатке получится следующее: доступная среда – то, как мы ее себе представляем и понимаем – в Северной Пальмире сформирована и функционирует намного успешней, чем в Нижнем Новгороде. Однако это повод не столько для огорчения, сколько для оптимизма. Перед нами – положительный опыт, образец. Есть, что перенимать и к чему стремиться. Возможно, и у нас в скором времени человек с белой тростью будет вызывать не только сочувствие, но и внятное понимание, чем и как ему можно помочь, если он будет нуждаться в помощи. Славный город Санкт-Петербург встречал нас солнцем, а провожал дождем. Должно быть, ему, как и нам, было жаль расставаться.

 

Автор: Д.А. Померанцев.

 

Фотоотчет об экскурсионной поездке в Санкт-Петербург

 


[Показать слайдшоу]

123►

Справочная информация

Экскурсионная поездка в Санкт-Петербург организована Нижегородским областным центром реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» в рамках социального проекта «Мир без границ» при поддержке фонда «КАФ» и Интернет-ресурса «Blago.ru». Специальный туристический маршрут был разработан совместно с Санкт-Петербургской библиотекой для слепых и туристической компанией «ВТ-СЕРВИС».

Социальный проект «Мир без границ» реализуется Центром «Камерата» в рамках благотворительной программы «Создавая возможности» фонда поддержки и развития филантропии «КАФ». Он направлен на повышение познавательной активности и создание условий для организации совместных путешествий незрячих и слабовидящих людей.

Прочитать отзывы об экскурсионной поездке в Санкт-Петербург можно, перейдя по этой ссылке.